Об этом писала «СБ» 4 мая 1965 года

«Миссия связи верховного командования Вьетнамской народной армии направила Международной комиссии по наблюдению и контролю во Вьетнаме послание с протестом против новых агрессивных действий США и их марионеток».

Это отрывок сообщения ТАСС. Далее следовала информация: «2 мая 1965 года американские реактивные самолеты произвели бомбардировку и обстрел острова Кон–Ко». Еще накануне два южновьетнамских корабля спровоцировали конфликт: вторглись в территориальные воды ДРВ и «захватили рыболовную лодку и находившихся в ней 4 рыбаков».

Эта, казалось бы, маленькая обыденная заметка сообщала о важном международном событии, которое позже войдет в историю как вьетнамская война...

В настоящее время об этой войне не говорят и почти не вспоминают. Нынешнее поколение представляет ее, пожалуй, лишь по кассовым фильмам Оливера Стоуна («Взвод») и редко публикуемым в СМИ документальным фото.

В конце 80–х годов голливудские кинокомпании поднимут новую модную «волну» в «синема» и найдут оправдательный мотив американской военщине. Скажем, в фильме «Охотник на оленей» именно так и получилось. Эти киношные истории рассказывают о простых американских парнях — жертвах войны, воевавших во Вьетнаме и выполнивших приказ амбициозных политиков из Белого дома. О том, что почти каждый из них так и не смог вернуться после Вьетнама к нормальной послевоенной жизни в США. И они, не прошедшие реабилитацию, либо алкоголем заливают память, либо героином обкалываются. (Возникает аналогия с нашими «афганцами», не правда ли?)

В настоящее время в США события сорокалетней давности во Вьетнаме сравнивают с военными действиями в Ираке. Аналогий много.

А в престижных галереях Нью–Йорка и Вашингтона стало модно устраивать фотовыставки с документальными кадрами о войне на юге Азии. И меценаты время от времени даже награждают победителей конкурса. Для полноты картины напомню вам один кадр, который публиковали на первых страницах влиятельные СМИ Старого и Нового Света. В начале 70–х годов этот снимок получил на одном из международных форумов Гран–при, а в СССР его напечатал, конечно же, «Огонек». На первом плане черно–белого фото бежит по пыльной дороге голая худенькая девочка–подросток... Рот от крика искривлен, руки от беспомощности цепляются за воздух. А рядом по рисовому полю идут бронетранспортеры армии США и стройные колонны солдат в маскхалатах и отличительной сеткой на касках. Солдат веселит страх, который гонит местное население в джунгли, поскольку жители знают, за сколько секунд сгорят тростниковые крыши их домов. А вот та девочка просто растерялась и от страха побежала аккурат на американского фотографа...

Фосфор, напалм, ядовитые газы, тактика «выжженной земли» — весь этот стратегический набор Пентагона еще долго будут изучать эксперты и военные историки. Вплоть до 1973 года. До окончания войны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter