Об этом писала «СБ» 26 августа 1971 года

«Города, где заводы и жилые массивы никогда не соединятся друг с другом, в нашей стране становятся реальностью», — прочитав такое в старой газете, немало удивился. И заголовок статьи ободряющий, наполненный свежим воздухом — «Воздушный бассейн городов».

Директива XXIV съезда партии звучала многообещающе: «даже с учетом расширения... городов жилые районы не подступят к заводам ближе, чем на три километра».

Тот, кто рассматривал Минск на открытках годов этак 50–х, заметил, как необычно выглядели жилые районы МАЗа и МТЗ. Аккуратные, похожие на сельские улочки с «элитными» домами, как на улице Киселева, повсюду зелень. И в самом деле, архитекторы планировали новые кварталы с умом. Но поток сельчан, превращавшихся за поколение в «матерых» минчан, все нарастал, а город не резиновый — пришлось «пустыри» застраивать, вырубить некоторые лесопарковые зоны (как реликт смотрится парк имени 50–летия Октября между районами авто– и тракторного заводов). В таком вот окружении и мне пришлось провести детство.

...Сегодня вокруг меня другие виды. Вместо труб — пивзавод на противоположном берегу реки. Когда он только строился, полтора столетия назад, на грязной окраине губернского центра, никто не мог предположить, что здесь вырастет город–сад, в котором не место фабрике. Однако нашелся некто, кто после войны окружил заводской пятачок парками и скверами. Не стал рушить природной идиллии. Поэтому, пройдя вдоль реки пару сотен метров, вы оказываетесь как бы за городом. Здесь хоть и самый центр мегаполиса, но не видно ни труб, ни коробок домов, ни даже близкого отсюда и доминирующего над окрестностями колеса обозрения. Над вами — только кроны деревьев, шумящие в такт бурлящей реке. Здесь Свислочь, спотыкаясь о камни и вздрагивая от встреч с островами, заглушает последние отголоски городской жизни.

Между тем в златоглавой, как и в других советских городах–гигантах, в 1971 году, писала «СБ», «для уменьшения концентрации газа в околоземной поверхности советские инженеры предложили поднять дымные факелы заводов на высоту до 300 метров».

Не знаю, как в сравнении с другими европейскими столицами, но то, что по зелени и чистоте воздуха мы и тогда давали, и сейчас даем фору Москве, — доказано. И «воздушные бассейны» у нас были задолго до 1971 года. Это наши парки, которыми город славится еще с дореволюционных времен.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter