Об этом писала «СБ» 22 июля 1975 года

На первой полосе были опубликованы сообщение ТАСС и фотографии космонавтов Леонова и Кубасова. В сообщении говорилось: «21 июля 1975 года после завершения совместной программы «Союз — Аполлон» корабль «Союз–19» с экипажем в составе командира корабля Героя Советского Союза, летчика–космонавта СССР полковника Алексея Архиповича Леонова и бортинженера Героя Советского Союза, летчика–космонавта СССР, кандидата технических наук Валерия Николаевича Кубасова возвратился на советскую землю».

Это была отнюдь не рядовая новость. Сообщалось о событии планетарного масштаба — 30 лет тому назад посланцы Советского Союза и США А.Леонов, В.Кубасов, Т.Стаффорд, В.Бранд и Д.Слейтон совершили переходы из корабля в корабль в космическом пространстве. Подобных космических экспериментов в истории больше не было. Кстати, в 1978 году Джимми Картер остановил переговоры по теме «Салют — шаттл».

Поэтому можно смело сказать, что в июле 1975–го началась новая эра международного сотрудничества, «когда две космические державы пожали руки в космосе». Отмечу, что все события происходили в разгар «холодной войны», целых 5 лет подготовка совместного проекта шла в атмосфере совершенной секретности. И об этом даже в «Правде» не сообщалось...

В октябре 1970 года в Москве состоялась первая встреча специалистов из NASA и Академии наук СССР. В мае 1972 года было подписано правительственное соглашение между Советским Союзом и Соединенными Штатами «О сотрудничестве и использовании космического пространства в мирных целях», предусматривавшее проведение работ по проекту «Союз — Аполлон». Директорами проекта были назначены: с советской стороны — член–корреспондент АН СССР К.Бушуев, с американской — доктор Г.Ланни. А через три года состоялось заключительное заседание ведущих специалистов проекта и была утверждена дата старта кораблей «Союз–19» и «Аполлон» — 15 июля 1975 года.

В этом старте не обошлось без накладок. Помимо разработки унифицированного стыковочного узла, каждой из сторон пришлось решать свои проблемы: американцам — конструировать переходный отсек, нашим — модифицировать радиосистему и понижать давление в корабле. Буквально за несколько дней до полета ситуация была так накалена от бесконечных проверок в Центрах управления, что политики обеих держав «в любую минуту способны были нажать на тормоза» — и полет не состоялся бы. Поэтому, когда за сутки до старта обнаружилось, что на «Союзе» отказало телевизионное оборудование, решили не откладывать полет из–за такой мелочи ни на секунду и чинить технику в космосе (это по–нашему!). Впрочем, у американцев тоже в полете были нелады — отказал люк переходного отсека... А при посадке американских астронавтов Бранд забыл переключить клапаны, и экипаж чуть не разделил судьбу экипажа Добровольского... Но всему человечеству в 1975 году было известно одно: 17 июля советский космонавт пожал руку в космосе американскому. Да! В честь полета в СССР была создана новая марка сигарет «Союз–Аполлон». Эти сигареты высоко котировались у неискушенных советских курильщиков.

Журналисты, аккредитованные в Москве и Хьюстоне, запомнили ответ А.Леонова во время бортовой пресс–конференции экипажей. На вопрос «Как вам нравится американская пища?» Леонов ответил: «Пища, которую я выбрал на «Аполлоне», мне очень понравилась — и приготовлением, и свежестью. Но, как говорят философы, самое главное не то, что вы едите, а с кем. А я ведь сидел за столом с моими друзьями — Стаффордом и его коллегами».

А нынешнее поколение уверено, что совместные телемосты проводили только журналисты Владимир Познер и Фил Донахью...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter