Об этом писала «СБ» 16 апреля 1969 года

Премия «Оскар» — советскому фильму
Премия «Оскар» — советскому фильму

На третьей полосе под неброской рубрикой «С ленты телетайпа» вышла маленькая заметка, в которой говорится о признании советского киноискусства за океаном. Парадокс заключается в том, что сей факт в событие превратился только через десятилетия...

«Американская академия киноискусства присудила свою крупнейшую ежегодную премию «Оскар» советскому кинофильму «Война и мир», признанному лучшим иностранным фильмом, демонстрировавшимся на экранах США в 1968 году. Вчера от имени академии известная американская киноактриса Натали Вуд передала эту премию Людмиле Савельевой — исполнительнице роли Наташи Ростовой».

За всю историю премией «Оскар» советские (а позже российские) кинофильмы награждались всего 6 раз. Лучшими фильмами были признаны: «Разгром немецко–фашистских войск под Москвой» в 1943 году, «Радуга» в 1944–м, «Война и мир» в 1969–м, «Москва слезам не верит» в 1980–м, «Утомленные солнцем» в 1996–м и мультфильм «Старик и море» в 1999–м. На церемонии вручения статуэтки «Оскар» в разное время присутствовали только два режиссера: Никита Михалков и Александр Петров. Таковы были реалии жизни в СССР.

В сущности, выбор академиков в 1969 году определялся политикой. Тогда Америка довольно благодушно относилась к СССР. Да и фильм отвечал американским понятиям о прекрасном — масштабный, зрелищный, исторический. И, самое главное, там все знали, кто такой Лео Толстой.

Три года, с 1965 по 1967-й, Сергей Бондарчук снимал свой главный фильм — «Войну и мир». Режиссер не упустил из романа почти ничего и снял фильм, как писали тогда, эпохальный. В нем занят весь цвет советского кино: Тихонов, Лановой, Ефремов, Кторов, Вертинская, Стржельчик, Табаков. Жена Бондарчука Ирина Скобцева сыграла Элен Безухову. Это забавно, если учесть, что Пьера играет сам Бондарчук.

Критики утверждали, что фильм «Война и мир» точно воспроизводит все главы романа — и военные, и мирные. Но в центре кинополотна, естественно, Бородинское сражение. На киностудии «Мосфильм» жив анекдот (или быль), связанный с подготовительным этапом запуска картины. Якобы Бондарчук сидит и мечтает в слух о том, чтобы снять тихий, камерный фильм: «Двое героев сидят в комнате, о чем–то говорят...» Услышав эти рассуждения, проходивший мимо Никита Михалков тут же добавил: «А за окном проходит танковая дивизия!»

И Никита Сергеевич не ошибся. Бондарчук устроил съемки главной батальной сцены советского кино с колоссальным размахом. В массовке, изображавшей две огромные армии, было занято 15 тысяч человек! У каждого из них были оружие, дорогостоящий исторический костюм. А на старой Смоленской дороге, если вы помните, даже соорудили семеновскую деревню и военные укрепления. Архивные документы говорят, что на самый главный «бой» израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина. Но старания Сергея Бондарчука в 1967 году будут оправданы, и к ногам талантливого режиссера вместе с «французской армией» упадет и американский приз «Оскар». Вот что пишут современные критики, анонсируя фильм в США: «Бородинская битва в ленте, снимавшаяся на месте исторических событий, стала самой масштабной батальной сценой в мировом кинематографе и занимает в фильме около часа времени. Кадры разграбления и сожжения Москвы несравнимы с голливудскими стандартами. Рядом с ними меркнут планы горящей Атланты из классической картины «Унесенные ветром».

Вышедший в 1967 году фильм «Война и мир» стал едва ли не самым дорогим в истории кино. Напомню: на съемки эпопеи по роману Льва Толстого было затрачено тогда 100 млн. долларов, что сейчас эквивалентно примерно 500 млн. долларов.

Восстановленный и переведенный в цифровой формат сериал «Война и мир» нынче пользуется спросом у настоящих киноманов. Зритель может выбрать версию на английском, французском и русском языках по своему усмотрению. И даже воспользоваться субтитрами еще на 14 языках. Создание нового звукового сопровождения заняло два года и проводилось в Москве силами российских специалистов.

Инициатива, кстати, принадлежит, по традиции, американским продюсерам. Честно признаться, о них, о любимых, можно было написать отдельный материал. Потому что самый скандальный проект российского кинематографа — фильм Бондарчука «Тихий Дон» — «завязан» на споре об авторских правах.

Исполнитель роли Григория Мелехова английский киноактер Руперт Эверетт недавно сказал: «Этот фильм никогда не выйдет в свет». Напомню: «Тихий Дон» был снят в конце 80–х — начале 90–х годов на выделенные итальянским продюсером Виченцо Рисполи деньги, который впоследствии объявил свою фирму банкротом. В результате картина так и не была закончена, а близкие и родные режиссера до сих пор не могут вернуть в Россию снятый Бондарчуком материал.

Вдова режиссера актриса Ирина Скобцева однажды призналась: «Я не могу участвовать в судебном процессе, у меня просто нет денег на адвоката. Вообще, во многом фильм мы «прохлопали» сами. В свое время с советской стороны не был подписан договор, был подписан только протокол о намерениях. Мой муж не вникал в эти вопросы, его интересовало только творчество». Похоже, война и мир в семействе Бондарчуков — процесс непрерывный...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter