Об этом писала «СБ» 13 апреля 1989 года

Норвежское море: трагедия и мужество
Норвежское море: трагедия и мужество

«Тяжелее всего пришлось на воде. Я, например, лишь висел на борту спасательного плота. Когда окоченели руки, держался за борт зубами. Но вот силы начали покидать не помещавшихся на плотах моряков. Тогда капитан–лейтенант Виталий Гребулев запел «Варяга». Мы подхватили песню... Я уже не чувствовал ног, когда меня подняли на плавбазу...»

Это отрывок из интервью лейтенанта Андрея Зайцева, которое опубликовала наша газета на 3–й полосе. 16 лет назад офицера спасла в Норвежском море плавбаза «Александр Хлобыстов». О трагедии атомной подводной лодки «Комсомолец» много писали. Пожалуй, то был апофеоз гласности.

7 апреля 1989 года в Норвежском море на глубине 386 метров, вблизи острова Медвежий, после пожара под водой затонула АПЛ К–278 («Комсомолец»), погибло 42 человека. И на сегодняшний день корабль такого типа считают уникальным: титановое покрытие, единственный в мире боевой корабль, способный действовать на глубине до 1.000 метров. Согласно первой официальной версии в 11 утра пожар возник в результате повышенной концентрации кислорода в 7–м отсеке и короткого замыкания в сети.

Шесть часов моряки–подводники боролись за свою жизнь. Через 11 минут с момента начала пожара лодка всплыла на поверхность... Сработала аварийная защита реактора атомной установки, но пожар был настолько сильным, что произошла разгерметизация системы воздуха высокого давления. Уже к 17 часам из–за возрастающего дифферента АПЛ потеряла запас плавучести и продольную устойчивость... В прочный корпус начала бесконтрольно поступать вода, корабль стал крениться. Корма, окутанная паром, медленно уходила под воду...

Началась эвакуация экипажа на спасательные плоты, которых оказалось слишком мало для моряков: «многие ребята висели на лодке, зацепившись одной рукой». Моряки прыгали в ледяную воду... Сообщение о бедствии команда отправила в эфир, и прилетевший на помощь самолет ИЛ–38 сбросил аварийно–спасательные контейнеры, плотики. Но они упали очень далеко от места эвакуации, так что доплыть в холодной воде Норвежского моря было невозможно... А через 8 минут, в 17.08, подводная лодка начала тонуть...

Плавбаза «Александр Хлобыстов», о которой идет речь в цитате, подошла только через 81 минуту. Иными словами, наши ребята держались больше часа в ледяной воде! На борт плавбазы были подняты 25 моряков и тела пяти погибших.

А на борту атомной подводной лодки, находящейся на глубине 1.685 метров, остались реактор и две ядерные боеголовки... АПЛ до сих пор, несмотря на неоднократные попытки поднять ее, лежит на дне моря и хранит многие тайны. Анализ видеозаписей, фотографий, различных измерений показал, что поднимать «Комсомолец» нецелесообразно. Атомный реактор надежно заглушен. Чтобы предотвратить или снизить до минимума выход плутония из торпед, разъедаемых соленой водой, было принято решение о частичной герметизации носового отсека лодки. Этому были посвящены экспедиции корабля «Академик Келдыш» в 1994 и 1995 годах.

С 1952 по 1989 год в море произошло 17 аварий на 16 подводных лодках. Погибли 560 подводников.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter