Об амнистии и не только

Председатель Верховного суда Республики Беларусь Валентин Сукало недавно во время своей командировки в Бобруйск заявил, что исправительные учреждения системы МВД должны перейти под юрисдикцию Министерства юстиции...

Председатель Верховного суда Республики Беларусь Валентин Сукало недавно во время своей командировки в Бобруйск заявил, что исправительные учреждения системы МВД должны перейти под юрисдикцию Министерства юстиции. Он отметил, что такое решение является частью реформирования судебной системы в целом и соответствует европейским стандартам. Я поинтересовался у министра юстиции Виктора Голованова, как он относится к этому предложению? Готово ли Министерство юстиции взять многохлопотное немалое хозяйство под свою крышу? 

— Из всех республик бывшего Советского Союза, — отметил Виктор Григорьевич, — только в Беларуси исполнительные учреждения находятся в ведении Министерства внутренних дел. Во всех других они переданы министерствам юстиции. По моему мнению, пенитенциарную систему именно Министерство юстиции и должно курировать. Вряд ли оправданно, когда и розыском, и проведением дознания, а зачастую и следствием, отбыванием наказания занимается один и тот же орган. Решение на сей счет должен принять глава государства. 

Коль речь зашла о пенитенциарной системе, к министру возник вопрос, безусловно, волнующий как тех, кто отбывает наказание, так и их родных и близких. Имеется в виду Закон «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления», подписанный Президентом 22 ноября. В этом году амнистия носит узкий характер. Она впервые применяется только к осужденным (то есть к лицам, в отношении которых судами вынесены приговоры), полностью возместившим причиненный преступлениями ущерб. При этом не распространяется на лица, к которым ранее применялась амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление; злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания; допустивших особо опасный рецидив; которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, пожизненным заключением либо пожизненное заключение заменено лишением свободы; осужденных к пожизненному заключению; осужденных за создание преступной организации или участие в ней либо за бандитизм; объявленных в розыск в связи с уклонением от отбывания наказания. Лица, в отношении которых проводится следствие, под амнистию не попадают. В отличие от предыдущих амнистий не будет применяться освобождение наказания на один год. 

 Номинально на амнистию могут рассчитывать 5940 человек, осужденных к лишению свободы. Правда, две трети из  них имеют долги перед государством и потерпевшими от их действий людьми. 

Такие осужденные должны поторопиться с выплатой задолженностей, чтобы к моменту рассмотрения соответствующих документов полностью компенсировать ущерб. В противном случае они упустят уникальный шанс облегчить свою судьбу.

Реально амнистия коснется порядка 3,5 тысячи осужденных. Половина из них находится в колониях и арестных домах. Около тысячи претендентов на применение к ним акта амнистии стоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Остальные находятся в исправительных учреждениях открытого типа.

Оптимальный ли это вариант? Как, на взгляд министра юстиции, вообще должны проводиться амнистии, чтобы от них было максимум пользы?

— Мое личное мнение, — высказался на сей счет Виктор Голованов, — амнистию надо стремиться проводить более продуманно. В первую очередь с учетом целесообразности нахождения конкретных лиц в местах лишения свободы. После четырех-пяти лет нахождения конкретных лиц в местах лишения свободы они перестают перевоспитываться, у них наступает деградация личности. Все это надо учитывать в процессе подготовки и проведения амнистии.

Министр юстиции считает, что система уголовного наказания в нашей стране, в общем-то, сбалансирована. Порой, правда, поступают претензии на чрезмерно жестокое наказание по тем или иным видам преступлений. Например, суровое наказание получают те, кто промышляет сбытом наркотиков. Но в других странах, заметил министр, наказание за такие преступления не меньшее. Следует не ратовать на снисхождение, смягчение наказания, а проводить соответствующую разъяснительную работу среди населения, в первую очередь среди молодежи, информировать о возможных санкциях и последствиях. 

Кстати, как Министерство юстиции, так и управления юстиции облисполкомов и Мингорисполкома в последнее время накопили определенный опыт взаимодействия с органами и учреждениями, ведающими исполнением уголовного наказания. При  министерстве создана общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет контроль за такими органами и учреждениями. В состав этой комиссии вошли представители многих республиканских общественных объединений (ветеранов, многодетных родителей, солдатских матерей и других категорий граждан). Члены комиссии посетили женскую колонию № 4 в Гомеле, воспитательную колонию № 2 в Бобруйске, где отбывают наказание несовершеннолетние заключенные. Они ознакомились с условиями содержания осужденных, их проблемами и трудностями. 

Аналогичные комиссии созданы также при управлениях юстиции облисполкомов. Во многом в их становлении и работе помогает международное общественное объединение «Международная тюремная реформа». Кроме того, представители Беларуси участвовали в конференции, которую оно провело в Киеве. Сотрудничество такого рода помогает совершенствовать нашу пенитенциарную систему, добиваться, чтобы она соответствовала европейским стандартам. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter