ОАО “Слодыч”: лучшего печенья не ищите

Открытое акционерное общество “Кондитерская фабрика “Слодыч” — крупнейший в Республике Беларусь производитель печенья. Заслуги “Слодычи” хорошо известны. На ее счету много медалей и грамот, присужденных на различных специализированных выставках. Предприятие, в частности, удостоено главного приза республиканской общественной акции “Олимпийское качество”. Сериям печенья “Слодыч” и “Неманское” присвоен знак “Товар олимпийского качества”. За активное участие в фестивале-ярмарке “Дажынкi-2006”, лучшую организацию и высокую культуру торгового обслуживания коллективу объявлена благодарность министра торговли. По итогам ХII международной специализированной выставки-ярмарки “Продэкспо-2006” акционерное общество награждено дипломом Министерства торговли — за обновление и совершенствование ассортимента выпускаемых товаров.

На конкурсе “Лучшая упаковка/этикетка года”, состоявшемся в рамках выставки “Золотой орех-2006”, диплома III степени удостоена цветная полипропиленовая упаковка типа флоу-пак, которая используется в серии печенья “Слодыч”. Это говорит о том, что на предприятии достаточно внимания уделяют не только самой продукции, но и ее внешнему оформлению.
В номинации “Товары народного потребления” серия печенья “Слодыч” награждена медалью лауреата конкурса “Белорусское качество-2006”.
Диплом победителя конкурса-дегустации “Густ-2006” получило печенье “Серпантин с арахисом и изюмом”. А за широкий ассортимент и качество продукции ОАО “Слодыч” отмечено дипломом победителя I степени на республиканском конкурсе продуктов питания “Продукт года-2006”.
Конечно же, это далеко не весь перечень наград. Впрочем, по большому счету не только официальные регалии определяют лицо предприятия. Главное, что его продукция нравится людям, удовлетворяет их запросы и востребована миллионами покупателей.

— Татьяна Николаевна, действительно ли ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” — самое крупное у нас в стране предприятие по производству печенья?
— Да. И не только самое крупное, но и национальный лидер по производству сахарного, затяжного, сдобного печенья, крекера и вафельного листа а в последнее время и глазированного печенья.
История нашего предприятия уходит в дореволюционный период. До 1914 года перед Первой мировой войной на территории нынешней Беларуси были известны лишь две кондитерские фабрики. Одна из них — фабрика кондитерских изделий “Жорж” Г.В.Рачковского — находилась в губернском городе Минске и помещалась в принадлежащем купцу второй гильдии Ругеру Моисею Израилевичу в доме № 79, расположенном по левой стороне ул.Захарьевской между перекрестками с ул.Губернаторской и Петропавловской.
В послевоенный период бисквитное производство располагалось на берегу Свислочи в районе современной гостиницы “Беларусь”. Старожилы Минска еще помнят старые постройки прежнего предприятия.
В начале 1991 года объединение Минсккондитерпром в составе структурных единиц — Минской ордена Трудового Красного Знамени кондитерской фабрики “Коммунарка”, Бисквитно-полиграфической фабрики и Молодечненской кондитерской фабрики вошли в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия. С этого времени бисквитная фабрика получает нынешнюю прописку — в микрорайоне Дражня белорусской столицы. В 2001 году предприятие преобразуется в акционерное общество.
— Каков сегодня годовой объем продукции предприятия? В какой мере она востребована отечественным и зарубежным рынками?
— При годовой (по состоянию на начало текущего года) проектной мощности в 10,4 тысячи тонн печенья фабрика производит его более 9 тысяч тонн. В основном мы сориентированы на белорусский рынок. Экспортные поставки пока незначительны. Однако ситуация постепенно меняется, происходит неуклонное наращивание объемов зарубежных поставок. Прежде всего, в Соединенные Штаты Америки и Россию. В текущем году отгружена первая партия печенья в Германию. Ведутся переговоры об организации поставок в Грузию.
— Что привлекает в продукции “Слодыч” иностранного потребителя?
— На протяжении всей своей истории и до настоящего времени в производстве своей продукции фабрика “Слодыч” использует исключительно натуральное сырье. Мы в свое время не соблазнились модными тенденциями, направленными на удешевление продукции в первую очередь за счет использования различных, более дешевых заменителей натурального сырья. Заботимся о своем покупателе, стремимся сохранить качество продукции, иметь свое лицо. Не используем ни консервантов, ни красителей. Считаем, что пусть лучше покупатель заплатит на 3—4 процента дороже за наше печенье, чем потом ему не хватит зарплаты на лечение болезни, приобретенной в результате употребления продукции сомнительного качества.
— Если мы обратимся к отечественному рынку. Что для него характерно? Как уживаетесь с конкурентами?
— На сегодняшний день изготовителем аналогичной продукции в Беларуси является гомельская фабрика “Спартак”. Однако о конкуренции говорить не приходится. Она у нас “добросовестная”. Каждое из предприятий занимает на рынке свою нишу. Что-то выпускаем одноименное по классическим рецептам, что-то оригинальное. Великолепно продается наша новая продукция — “Слодыч”, “Неманское”, “Минское”.
Другое дело — недобросовестная конкуренция со стороны российских производителей, их экспансия на наш рынок дешевого, но не всегда качественного печенья. В основном это ярко проявляется в приграничных регионах. В Могилеве, например, продается большое количество печенья, произведенного в Смоленской области. Границы между государствами открыты, и российские производители стремятся не упустить своего шанса. Они умудряются вытеснять нас с прилавков наших магазинов далеко не всегда корректными способами. В результате нам часто просто не остается места на национальном рынке и наш покупатель не имеет возможности сравнить цены и качество товара. А где имеет — у него пока на первом месте цена. Это уже потом он разберется, что приобрел не то, на что рассчитывал. За всем этим просматриваются элементы “серого” рынка.
— Почему же российское печенье дешевле нашего?
— При его производстве возможно использование различных заменителей сырья, которые дешевле натуральных компонентов. Например, искусственный яичный порошок вместо куриного яйца и т.п. Это в основном и влияет на цену. Мы же, повторюсь, используем все только натуральное. Оттого наша продукция и дороже.
Между прочим, в настоящее время появилось огромное множество различных заменителей. Скажем, соевый изолят, который в 200 раз дешевле традиционного натурального продукта. Мы, однако, не покупаемся на эту дешевку, так как на сегодняшний день и у населения, и у специалистов отношение к модифицированным соевым продуктам неоднозначное. Неизвестно, какие последствия может вызвать продукция, произведенная с применением генноизмененных продуктов.
Другая причина того, что наше печенье чуть дороже российского — это использование более дорогого национального сырья. Например, маргарина, который в Беларуси вырабатывается по ГОСТу и, естественно, имеет соответствующую цену. Мы, конечно, могли бы использовать заменители жиров, которые дешевле маргарина. Но тогда “Слодыч” изменила бы своему принципу — выпускать только качественную продукцию из натурального сырья. Ну, а окончательный выбор, конечно же, за покупателем. Ему решать, что предпочесть: здоровый продукт, но подороже, или дешевый, но сомнительного качества. Впрочем, в последнее время все больше покупателей становятся приверженцами нашей продукции, потому что начинают понимать: на здоровье нельзя экономить.
— Даже несмотря на экспансию российских производителей печенья, весь объем вашей продукции все же востребован потребителями?
— У нас в стране есть свой покупатель — покупатель “Слодыча”. Существенную роль в продвижении товаров играет наша сеть фирменной торговли. На Комаровском рынке у предприятия два павильона — второй открыли в прошлом году, так как первый не успевал обслуживать всех желающих. На аэродромном рынке, на рынке “Ждановичи” тоже имеем свои павильоны. На балансе предприятия также два фирменных магазина. Один — при фабрике, на ул.Радиальной, 54, другой — на улице имени Змитрака Бядули. За покупками в наши магазины и павильоны люди приезжают из других районов Минска. Это тоже о многом говорит.
Среди наших покупателей немало бабушек. Они хорошо помнят вкус настоящего печенья. Эти хорошие привычки настоящих гурманов пожилые дамы стремятся передать юному поколению, приобретая для внучат нашу продукцию.
Мамы тоже делают выбор в пользу нашего печенья: у нас его большой выбор. К примеру, есть печенье, в котором не используется даже самых безвредных добавок — ароматизаторов. Это экологически суперчистая продукция. Дело в том, что среди маленьких детей, да и взрослых, в результате постоянного ухудшения экологии, вызванного изменениями техногенного характера, все большее распространение получает такое заболевание, как аллергия. Даже самые ничтожные количества добавок могут вызвать сыпь, другие ее проявления. Чтобы подобного не случилось, в продукции, предназначенной прежде всего для детей,  напрочь отказываемся от каких бы то ни было добавок. Есть и серия самого здорового печенья — “Слодыч” с изюмом, с орехом, с маком. Любая мама может смело приобретать для своего ребенка это печенье и не бояться за последствия.
Мы предлагаем такие виды печенья, как “Крепыш”, “Росинка” и другие, при производстве которых используем бета-каротин — вещество, способствующее активному росту и развитию ребенка.
— О том, как “Слодыч” продвигает свое печенье на отечественный рынок в Минске, понятно. Но не обделен ли вашим вниманием покупатель в других регионах республики?
— Существуют три направления реализации продукции. Первое — государственная торговля. Свои изделия реализуем через крупные торговые базы. Второе направление — потребкооперация: в глубинку и агрогородки самостоятельно нам не добраться. Третье направление — отделы прямых продаж. Они работают напрямую с каждым магазином и гипермаркетом Минска. Привозим туда свою продукцию, выкладываем ее, контролируем спрос. Какие виды печенья лучше раскупаются, те прежде всего и предлагаем покупателю. Аналогичные отделы прямых продаж открыты в торговых предприятиях Бреста, Гродно и Могилева.
Предприятие имеет своих торговых агентов во многих крупных городах республики. В Брестской области это Барановичи и Пинск. Там агенты рекламируют и продвигают продукцию “Слодычи”. Если говорить о Гродненской области, то это Лида, Волковыск, Ошмяны, Островец. В Могилевской области пока осваиваем Бобруйск — планируем открыть там свой фирменный магазин.
— Наверняка поставки за рубеж приобретают для вас все больший приоритет. Как планируете расширять там свое присутствие?
— Недавно мы встречались с представителями Ливии — это одна из стран, где сладости в особом почете. Предоставили информацию о своей продукции. Главное, что понравилось ливийским гостям, это, конечно же, то, что наше печенье натуральное. Вместе с тем ливийцы высказали пожелание, чтобы сроки годности нашей продукции — 5 месяцев на сахарное печенье и 9 — на затяжное — были более длительными, ведь доставка ее до их потребителя неблизкая. Это довольно приемлемые для нас сроки. Конечно же, они не идут ни в какое сравнение со сроками годности импортного печенья. Там они доходят до двух лет. Но давайте вместе подумаем, что может представлять из себя печенье, которое хранится два года?
— Согласитесь, Татьяна Николаевна, что немалую роль для покупателя, каким бы он ни был — отечественным или зарубежным — играет упаковка.
— В последнее время фабрика “Слодыч” совершила в этом направлении настоящий прорыв. Поменяли упаковку, приобрели новую типа флоу-пак. Вся наша упаковка теперь яркая, красочная. Серия печенья “Слодыч” представлена развесом 75 и 150 граммов. “Неманское” расфасовывается в коррекс, а затем в красочную упаковку. Печенье нежное, рассыпчатое. К праздникам выпускаем печенье по 50 граммов для формирования подарков. Выпускаем также фруктово-ягодную серию: “Апельсиновое”, “Лимонное”, “Малинка”, “Земляничка”, упакованное в красочный полипропилен развесом 80 граммов. Фасуем свою продукцию также в вертикальные фасовочные пакеты развесом 180—200 граммов с красочным стикером. Прежде всего крекеры и мелкоштучные фигуры. Обертка в них прозрачная, печенье через нее просматривается, покупатель видит, что оно красивое, солнечное, рыженькое. Оно, как солнышко, ему улыбается: так и хочется попробовать. Не зря ведь говорят, что вначале мы “кушаем” глазами.
— Для многих производителей пищевой продукции всегда актуальным остается вопрос ее безопасного использования. Какое внимание уделяется ему на “Слодыче”?
— Отметим, во-первых, что вся продукция “Слодыча” выпускается только в соответствии с ГОСТом. Во-вторых, предприятие работает в соответствии с менеджментом качества ИСО 9001 — мы перешли уже на версию 2001 года.
На предприятии также внедрена система по критериям безопасности НАССР. На каждом этапе технологического процесса идет контроль выполнения технологических требований. Если, скажем, температура выпечки должна быть 2400С, то она контролируется ежеминутно и на самом деле поддерживается именно такой. Та же картина по дозировке сахара, других ингредиентов. Для чего это необходимо? Для того, чтобы в нашем продукте содержался точный баланс минеральных веществ и он не наносил вреда человеческому организму.
Мы гарантируем безопасность своего продукта. На каждое изделие у нас имеется паспорт, который удостоверяет, что наша продукция безвредна и здорова во всех отношениях и соответствует общепринятому мировому стандарту.
В настоящее время на предприятии ведется разработка экологического стандарта. До конца текущего года рассчитываем его внедрить.
— Откуда “Слодыч” берет рецепты своей продукции?
— Прежде всего мы основываемся на так называемых классических рецептурах: наша фабрика является правопреемницей фабрики “Джордж”, работавшей до революции 1917 года. Наши специалисты многое позаимствовали с тех времен. Что-то было доработано, что-то изменено применительно к современным условиям. В настоящее время анализируем мировой рынок, изучаем тенденции потребления кондитерской продукции. Отмечаем, чему уделяется внимание, чего хочет покупатель, что ему нравится, а от чего он отказывается, и, исходя из этого, разрабатываем рецепты новых изделий. К примеру, представители Ливии были приятно удивлены, когда узнали, что мы выпускаем печенье с корицей и кунжутом. А немцы, к примеру, предпочитают печенье не совсем сладкое, классического стиля. Таким образом подстраиваем свои рецепты под запросы потребителей.
Внедрение нового изделия — процесс очень сложный. Чтобы внедрить новый вид продукции, вначале надо создать инициативную группу. Это, прежде всего найти человека, который захотел изобрести что-то новое. Потом у него родится идея, он что-то придумает. Дальше ее надо воплотить в конкретное изделие. Таким образом, воплощению идеи предстоит большой этап работы. Это и технологическая инструкция, и апробирование на производстве, и опытные образцы, и изготовление упаковки. На все в среднем уходит около трех месяцев.
— Не случается ли так, что покуда вы собираетесь что-то производить, кто-то уже перехватывает инициативу?
— Чтобы защитить себя от подделок, выйти на рынок и успешно продавать свою продукцию, необходимо ее запатентовать. В советские времена имелся единый сборник рецептур. Существовала практика: каждое предприятие, которое начинало производить новое печенье, свою рецептуру отправляло в Москву, ее печатали в едином сборнике рецептур. Проверяли, утверждали и давали “добро”. После этого все фабрики СССР могли работать по той рецептуре. Такое печенье, к примеру, как “Мария”, “Аврора”, “Крокет”, “Золушка” — это и есть те наименования печенья, которые были взяты многими кондитерами из единого сборника рецептур. После распада Советского Союза те, кто оказался “шустрее” других (к примеру, россияне), запатентовали все виды этой продукции на себя. Поэтому в настоящее время мы, оказывается, не можем поставлять в Россию печенье “Мария”, “Крокет” и другие марки, хотя и наша фабрика, и “Спартак” его в свое время разрабатывали, то есть мы являемся их настоящими авторами.
— В стране обсуждается вопрос о создании ассоциации кондитеров. На ваш взгляд, это дело нужное?
— Все возвращается на круги своя. Страна была единой. Кондитеры работали сообща. Распалась страна — распалось и объединение кондитеров. Но такая самостоятельность если и позволила нам выжить во время кризиса, то теперь уже тормозит наше развитие. Практика убеждает: любая интеграция — явление положительное. Во-первых, когда на рынке присутствует жесткая конкуренция, намного выгоднее действовать сообща. К примеру, сообща удобней закупать сырье: чем ваше объемы поставок, тем ниже цена. В одиночку этого не достигнешь. О создании национального кондитерского объединения речь ведется с 2001 года. В настоящее время все находится в стадии разработки.
Если же говорить об экспорте, то здесь мы уже кое-чего добились. В частности, в Москве создали торговый дом “Белкондитер”, учредителями которого являются кондитерские фабрики Республики Беларусь (сама организация является субъектом Российской Федерации). Чем это выгодно? Клиент, допустим, не хочет брать большую партию продукции. В этом случае грузим общую транспортную единицу, в которой определенное количество и нашего печенья, и спартаковских и коммунарковских конфет, и бобруйского зефира, и наровлянской “коровки”. Всего понемногу, но белорусская продукция все-таки более активно доходит до российского потребителя. Транспортные расходы при этом существенно снижаются.
Между собой все кондитерские предприятия Беларуси обмениваются продукцией и продают ее в своих фирменных магазинах. Это пример взаимовыручки и корпоративной солидарности. Для покупателя это тоже выгодно: если человек зашел, скажем, в магазин, где продается кондитерская продукция от белорусских производителей, то он купит для себя и печенье, и конфеты, и другие сладости.
Сейчас получаем разрешение на продажу в нашем фирменном магазине на улице имени Змитрака Бядули еще и спиртных напитков высокого качества. Для чего это делается? Для того, чтобы, отправляясь, скажем, на день рождения и зайдя в наш магазин, покупатель смог сразу в одном месте приобрести, допустим, и бутылку шампанского, и сладости. Кстати, аналогичным образом поступает и минский “Кристалл”.
— “Слодыч” — это не только известная марка, но и коллектив данного предприятия. Что бы вы сказали о нем?
— Коллектив у нас замечательный. На предприятии работает 660 человек. Из них около ста мужчины, остальные — женщины. Живем дружно, работаем продуктивно. Много внимания уделяется отдыху работников. Участвуем в спортивных соревнованиях. В прошлом году приняли на работу методиста по физкультурно-воспитательной работе. На выходные выезжали в санаторный комплекс “Алеся” в Молодечненском районе. Там провели соревнования, великолепно отдохнули и с новыми силами вышли в понедельник на работу.
Совершаем поездки по городом Беларуси. В советские времена интересное все искали за три девять земель. Теперь обнаружили, что многое можно открыть и у себя в стране. Посещали Жировицкий монастырь, Беловежскую пущу, осмотрели Гродненский зоопарк...
У нас около ста ветеранов фабрики. Мы их не забываем. Приглашаем на все праздники. К 23 февраля и 8 Марта выдали всем подарки в виде своей продукции, оказали денежную помощь.
Специалистов для нашего производства — инженеров-технологов — готовит в основном Могилевский государственный университет продовольствия. В этом году приняли оттуда двух специалистов с “красными” дипломами, они изъявили желание работать на “Слодыче”. Рядовых работников набираем из Минского технического училища N 47. У нас много трудовых династий. Уходя на пенсию, мать приводит себе на замену дочь и наказывает ей трудиться так же добросовестно, как и сама. На фабрике работают целые поколения кондитеров. Это надежные, проверенные кадры.
— Как сработал коллектив в ушедшем году? Чего удалось и чего не удалось достичь?
— Увеличили экспорт по сравнению с предыдущим годом на 83 процента. Рентабельность продукции выросла на 35 процентов. Балансовая прибыль достигла 128 процентов.
Не удалось выполнить доведенные показатели по темпам роста производства. Причиной тому явилось то, что не все предприятия сегодня финансово устойчивы и могут своевременно рассчитаться за поставленную нами продукцию.
В дальнейшем будем концентрировать свои усилия на реконструкции и модернизации производства, без этого движения вперед не будет. До 2010 года рассчитываем увеличить объем производства на 50 процентов. Необходимо выпускать разнообразную новую продукцию. Надеемся, что современное оборудование позволит достичь намеченного. Откуда будем брать средства? Это прежде всего собственные деньги, а также привлечения инвестиций и кредиты банков.
— Какие у “Слодыча” отношения с вышестоящей организацией — концерном “Белгоспищепром”?
— В прошлом году из средств инновационного фонда концерн помог нам приобрести новое оборудование — линию для глазирования печенья. Концерн также и контролирует нашу работу. Кстати, сегодня концерн не вышестоящая организация, а орган, осуществляющий владельческий надзор в нашем акционерном обществе. При этом ему есть чем управлять, ведь более 70 процентов акций предприятия принадлежит пока государству.
— Как уживаетесь с местными властями?
— Предприятие находится на территории Партизанского района г.Минска, относится к градообразующему. Стремимся выполнять все производственные показатели. В первую очередь — темпы роста производства. Понимаем, что, по большому счету, участвуем в создании и укреплении независимости Республики Беларусь. Задание первого квартала текущего года намерены выполнить на 102 процента.
— Какие планы на будущее?
— Безусловное выполнение всех прогнозных показателей. Увеличение объемов, улучшение качества и расширение ассортимента продукции. Выход на новые рынки, в т.ч. зарубежные. В общем, все та же знакомая работа, которую, как и прежде, предстоит выполнять на должном уровне.

“Слодыч” — один из наиболее узнаваемых брэндов нашей страны и ассоциируется с такой  знакомой нам с детских лет продукцией, как печенье. Изделия открытого акционерного общества “Слодыч” — старейшего в Беларуси бисквитного предприятия — широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. В чем секрет мастерства минских производителей печенья? Как им удается не снижать и без того высокую планку требований к своим изделиям? На эти и другие вопросы отвечает исполняющая обязанности директора открытого акционерного общества “Слодыч” Татьяна Николаевна ГАЛИЦЫНА.

  Компетентное мнение Натуральное — значит, качественное

Валентина ДУБОВСКАЯ, заведующая центральной лабораторией республиканского учреждения “Государственной хлебной инспекции”:
— При производстве кондитерских изделий фабрика “Слодыч” использует муку, которая проходит строгий контроль на соответствие стандартам. С прошлого года мука внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Та часть ее, которая поступает по импорту, проходит обязательную сертификацию в аккредитованных лабораториях РУ “Государственная хлебная инспекция”. Таким образом основной компонент для производства печенья — мука — соответствует всем требованиям, что, естественно, существенным образом сказывается на качестве продукции.
Как покупатель приобретаю печенье только фабрики “Слодыч”: известная марка, всегда отменное качество, подтвержденное традициями и мастерством кондитеров. За такой продукт опасаться не приходится.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter