О женщинах, лидерстве и вечных ценностях. Почему столичные знаменитости мечтают поработать с труппой областного театра

На сцене Гомельского областного драматического театра состоялась премьера спектакля “Крестная мать” по мотивам первого варианта пьесы “Васса Железнова” М.Горького. Режиссер-постановщик — лауреат Государственных премий СССР и БССР, народный артист Беларуси Валерий Раевский. Художник-постановщик — лауреат Государственных премий СССР и БССР, народный художник Беларуси Борис Герлован.

— Валерий Николаевич, вы впервые обратились к драматургии Горького. Почему поставили его именно в гомельском театре?
— Гомель — замечательный город, который красит и парк, и дворец Румянцевых — Паскевичей. А если во главе города стоит умный и любящий искусство и театр человек, то искусство становится желанным и необходимым и горожанам, и приезжающим. Монументальное здание театра притягивает и своей архитектурой. Один шаг от него — “один полет” к пугающему обрыву над Сожем.
В гомельском театре труппа с хорошей школой: здесь работают выпускники Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС, Москва), Академии театра и кино им.Н.Черкасова (прежде ЛГИТМиК, Петербург), Бело-русской академии искусств — выразительные актеры, с которыми интересно и поговорить, и поработать. Здесь доброжелательное, созидательно заботливое руководство.
Все это в целом вписывается в картину, достойную замечательного города, второго по величине в республике. Мне здесь уютно. Я полюбил гомельский театр, особенно репетиции с актерами.
— Вспоминаю, как в 1989 году (тогда у вас родился сын) мы снимали для телевидения передачу о вас и нам посчастливилось побывать на репетиции спектакля “Страсти эпохи” по роману “Дыхание грозы” Ивана Мележа. Лично я тогда открыла для себя и гомельский театр, и его актеров.
— Тогда я впервые встретился с этой труппой, и наш “роман” продолжается... Сыну уже 20 лет...
— За эти годы вы поставили в Гомеле 11 спектаклей — и зарубежную, и русскую, и белорусскую классику: “Любимая, я должен умереть” по “Сирано де Бержерак” Ростана, “Мистическую комедию” по “Мертвым душам” Гоголя, “Лес”, “Волки и овцы” Островского, “Затюканный апостол” Макаенка, “Рядовые”, “Черная панна Несвижа” Дударева... Почему из всей драматургии Горького вы выбрали именно “Вассу Железнову” и почему название у спектакля “Крестная мать”?
— Это дань эпохе. Задумайтесь: и в Западной, и в Восточной Европе, да и во всем мире батальоны женщин выходят на передний край. Им есть что сказать, как сказать, им есть что отстаивать. И делают они это порой не хуже, а лучше мужчин. Сегодня женщина становится лидером.
Концепция моего подхода к пьесе — героиня остается сиротой, теряя все самое дорогое, что у нее было. И как человек сильный, она цепляется за то, что позволит ей сделать как можно больше добра. И за тех, кто по ее мнению, способен творить добро. В финале спектакля Васса выбирает лучших.
— Так это же надежды и мысли сегодняшнего дня... Как и все спектакли Раевского: обращение к современнику...
— Спектакль надо смотреть и самому делать выводы.
— Валерий Николаевич, спасибо за беседу и приглашение на спектакль. А себе и зрителям пожелаю: “Иди и смотри”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter