О заправках и прочей химии

На семинаре, проведенном недавно белорусским Орхусским центром, была организована встреча с начальником отдела регулирования природных ресурсов Минприроды Леонидом Добышем и его заместителем Натальей Вашкевич. Специалисты дали компетентные ответы на ряд животрепещущих вопросов. Мы выбрали наиболее актуальные в летнюю пору, когда одним приходится оставаться в городе и испытывать воздействие крупных предприятий, а другие собираются в путешествие и хотели бы узнать, где лучше заправиться. Сейчас многие крупные нефтеперерабатывающие предприятия проводят модернизацию. Как это влияет на экологическую ситуацию в стране? Какие предприятия считаются наиболее опасными?

Всего в стране около 14,5 тысячи предприятий — наиболее крупных загрязнителей. Из них примерно 100 добровольно сертифицированы по системе ИСО 14 000. В Минске около 5 тысяч предприятий оказывают влияние на окружающую среду. Все они платят экологический налог.
Предприятия концерна “Белнефтехим” — одни из основных загрязнителей, в первую очередь атмосферного воздуха. Это и “Нафтан”, и “Полимир”, и Мозырский нефтеперерабатывающий завод, и предприятия, производящие химволокно... Все эти объекты — очень мощные загрязнители. К примеру, выбросы “Нафтана” превышают выбросы всех предприятий Минска вместе взятых. По данным нашей системы мониторинга, несмотря на модернизацию и введение новых мощностей, уже пять-шесть лет экологическая ситуация в зоне действия этих предприятий остается стабильной. Предельно допустимые уровни загрязнения, как правило, не превышаются.
Насколько безопасны автозаправки?
Сейчас ситуация с автоматическими автозаправками значительно улучшилась по сравнению с тем, что было еще 10 лет назад. Основной вред заправки причиняли не атмосфере, а почве и подземным водам. В 1996 году мы проверяли заправки Минска и пришли в ужас. При обследовании грунта на одной из заправок земля “горела” и на глубине 15—16 метров, настолько она пропиталась бензином. После этого было принято Временное положение по экологической безопасности заправочных станций. Оно предполагало замену резервуаров, внедрение нового покрытия, соблюдение технологической зоны и так далее. Продуман был целый комплекс мероприятий. Сложно было предположить, что проблема решится очень быстро. В этой сфере усилилась конкуренция, и она заставила владельцев усовершенствовать заправки в соответствии с требованиями. Ведь люди едут заправляться туда, где им комфортнее: есть четкий учет топлива, хорошая инфраструктура, не пахнет парами бензина — работает система фильтрации и так далее. Кстати, система фильтрации заключается в том, что в “пистолетах” расположены воздушные отсосы, затем пары пропускаются через емкости с октановым топливом, сжижаются с помощью низких температур и вновь используются. Так что на сегодня заправки старого типа можно найти только где-то на периферии, а большинство соответствует современным требованиям экологической безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter