О выполнении доложить...

Беларусь входит в пятерку самых безопасных стран мира
Беларусь входит в пятерку самых безопасных стран мира

В середине апреля в Санкт–Петербурге пройдет очередное заседание Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности. В общем и целом на этих встречах парламентарии стран Содружества пытаются создать правовое поле борьбы с современными вызовами и угрозами. Не секрет, что безопасность зависит от четкого и ясного определения таких явлений, как терроризм, на законодательном уровне. Только в этом случае возможны адекватные и эффективные меры противодействия. Насколько белорусское законодательство отвечает современным вызовам и угрозам, корреспондент «СБ» выяснял в разговоре с председателем Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания генерал–майором милиции Анатолием Белошевским.

— Анатолий Алексеевич, как выглядит Беларусь с точки зрения защиты жизненно важных интересов личности и государства от внутренних и внешних угроз?

— Очень даже прилично. Я бы даже сказал, что наше законодательство наиболее продвинуто в этой сфере по сравнению с другими странами Содружества. Недавно в Санкт–Петербурге прошло заседание Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности. Рассматривалось порядка 20 вопросов в основном так называемого модельного законодательства. Так вот, у нас, к примеру, законы об оперативно–розыскной деятельности, о борьбе с терроризмом уже давно работают, а там на уровне Межпарламентской ассамблеи еще только решают, принимать их или нет. Не случайно Беларусь входит в пятерку самых безопасных стран мира. Это признали международные эксперты. Другое дело, и это хочу особо подчеркнуть, — нам нельзя ни в коем случае предаваться благодушию и, как говорят люди военные, терять бдительность... Помните пословицу: кто не желает содержать свою армию, кормит чужую. Сейчас, к примеру, в Беларуси появились тысячи уклонистов от службы в армии. Проблема, впрочем, характерная не только для нас. Как бы то ни было, со всей очевидностью назрела необходимость ужесточить ответственность за уклонение от службы. Готов соответствующий законопроект, который, надеюсь, в скором времени будет принят. Таких важных законопроектов, кстати говоря, на очереди 20. Ведь то, что в Беларуси все тихо и спокойно, мы, ничего не боясь, гуляем по улицам, очень отрадно. Но есть еще коррупция, организованная преступность, а это значит, что нужен соответствующий закон, который позволит вести с этими явлениями бескомпромиссную борьбу до тех пор, пока в этом будет необходимость.

— Пожалуй, нет сегодня в международной политике более важной темы, чем борьба с терроризмом. Но вспомним: в нашей стране декрет Президента о неотложных мерах по борьбе с терроризмом вышел аж в 1997 году. Чем, на ваш взгляд, была вызвана такая озабоченность еще до «черной даты» 11 сентября?

— Беларусь предвидела, что динамичные геополитические процессы в том ключе, в котором они развивались, рано или поздно выведут эту проблему на первый план. К тому же если в Соединенных Штатах до поры до времени недооценивали угрозы терроризма, то наши партнеры по СНГ уже были знакомы с его тягчайшими проявлениями. Однако не могут быть эффективными никакие меры, если они не обеспечены в законодательном плане. В 1997 году сразу после декрета Президента Парламентом были внесены изменения и дополнения в уголовное законодательство. Помимо терроризма, а декрет охватывал не только это явление, были значительно увеличены санкции за совершение таких тяжких преступлений, как диверсия, бандитизм. С одной стороны, наряду со смертной казнью было впервые введено такое альтернативное наказание, как пожизненное заключение, с другой — максимальный срок наказания в виде лишения свободы увеличен с 15 до 25 лет. Мы, к счастью, незнакомы с терроризмом на нашей территории, тем не менее активно поддерживаем борьбу международного сообщества в этом направлении. Наша позиция четкая и ясная. Беларусь действует на опережение по принципу: предупредить, выявить и пресечь террористическую деятельность. Сами понимаете, один в поле не воин. А наше поле — это прежде всего СНГ. Так вот, эффективности работы мешают недостатки информационного обмена в отношении экстремистских центров. Вообще, законодательство стран Содружества в части борьбы с терроризмом, а также незаконной миграцией, оборотом наркотиков и прочее должно быть гармонизировано и унифицировано. Все должно быть не декларативно, а конкретно, называя вещи своими именами.

— Анатолий Алексеевич, вы 30 лет боролись с преступностью, что называется, на передовой. Дослужились от рядового инспектора до генерал–майора милиции. Легко ли было перестроиться из практика, скажем так, в теоретика?

— Я пошел в депутаты осмысленно, хотя в чем–то законотворческую деятельность понимал иначе. С места она мне виделась проще. А вот на службу в милицию попал не совсем по доброй воле. Работал на обувной фабрике в Гродно, получал неплохие деньги, во всяком случае, больше, чем платили в те времена в органах, а тут говорят: либо партбилет на стол, либо в милиционеры. Тогда казалось, что преступлений на мой век уже не хватит. Оказалось иначе, хватило до генеральских погон. В моей комиссии, так случилось, работают люди в прошлом военные, четыре полковника. Мы друг к другу так по–военному и обращаемся: «товарищ полковник», «товарищ генерал». По старой привычке на работу прихожу как минимум за полчаса до начала рабочего дня и ухожу позже. А еще порой на документах, когда ставлю резолюцию «рассмотреть», так и тянет дописать — «и доложить»...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter