О возвышенном и земном

Осталось совсем немного времени до того дня, когда одно из старейших учебных заведений республики отметит свой юбилей.
Осталось совсем немного времени до того дня, когда одно из старейших учебных заведений республики отметит свой юбилей. В ноябре следующего 2002 года Белорусская государственная академия музыки будет праздновать 70-летие. Конечно, за это время многое сделано. Академия музыки подготовила сотни музыкантов. Концертные и творческие коллективы Беларуси, музыкальные театры, учебные заведения укомплектованы в основном выпускниками нашей академии. Многие наши воспитанники неоднократно подтверждали высокий уровень белорусской исполнительской школы на концертных площадках по всему миру. Плодотворным в этом плане было и последнее пятилетие: около 70 студентов академии стали лауреатами и дипломантами международных и национальных конкурсов. Во многих странах теперь знают и ждут выступлений наших творческих коллективов: симфонического оркестра Молодая Беларусь, хора студентов академии, который был удостоен высшей награды международного конкурса - хорового Оскара, оркестра духовых инструментов Виртуозы Минска.

И вполне закономерно, что осенью минувшего года Академия музыки утверждена в статусе ведущего высшего учебного заведения в области музыкального искусства и образования.

Как руководитель учреждения, в котором обучается и трудится 2 тысячи человек, я хотел бы выразить искреннюю благодарность Президенту Александру Лукашенко. Его распоряжением Академии музыки передано здание по улице Чичерина, 5, рядом с театром оперы и балета. Не скажу, что мы вздохнули, но задышали гораздо свободнее.

Словом, я хотел бы накануне важнейшего мероприятия - совещания работников культуры с участием Президента высказать несколько мыслей о том, каким хотелось бы видеть будущее музыкального образования.

Сложившаяся в настоящее время система подготовки кадров с высшим музыкальным образованием имеет ряд положительных сторон, которые необходимо сохранять и укреплять. Вместе с тем без развития этой системы мы рискуем остаться в стороне от современных тенденций мирового опыта в области музыкального образования и утратить преимущества, которые присущи музыкальной педагогике в нашем государстве.

Становится очевидным, что для республики недостаточно иметь только один высший музыкальный вуз, то есть Академию музыки. Практика последних лет показывает, что насытить регионы страны за счет наших выпускников не удается, и не потому, что молодежь не хочет отправляться в областные и районные города. Молодые специалисты востребованы в значительном количестве в столичных коллективах и учреждениях, продолжают обучение в академии и за рубежом. В этом аспекте показателен опыт деятельности педагогического факультета академии в Могилеве. За 10 лет работы факультет выпустил 130 специалистов, которые работают в сельских и районных музыкальных школах, в учебных заведениях и музыкальных коллективах Могилева.

Требования, которые предъявляются сегодня к специалисту, диктуют необходимость качественного улучшения образования на его начальных этапах. С учетом этого, на мой взгляд, и педагоги детских музыкальных школ должны иметь высшее музыкальное образование. Обучение в высшей школе не только качественно повышает уровень специальной, профессиональной подготовки, но и расширяет кругозор специалиста. 70 - 80 процентов выпускников средних специальных музыкальных учебных заведений должны поступать и обучаться в вузе уровня Академии музыки. Это позволит значительно повысить степень подготовки специалистов-музыкантов в целом по республике и соответствовать мировому уровню развития музыкального искусства. Положителен в этом смысле опыт небольших европейских государств, в которых есть несколько высших музыкальных факультетов, школ, колледжей.

Поэтому следовало бы уже сейчас начать подготовку открытия филиалов Академии музыки в областях республики. Первоначально создание таких учебных заведений возможно с учетом кадрового и материально-технического потенциала на базе музыкальных училищ и колледжей Гомеля, Витебска и Бреста. Ежегодный прием в филиалы Академии музыки может быть в количестве 20 - 30 человек, что составляет около 60% ежегодного приема в академию. При этом Академия музыки как ведущий вуз обеспечит методическое руководство процессом. Забота же о материальной базе филиалов должна лечь на плечи заинтересованных руководителей областных администраций.

Еще одна серьезная проблема развития высшего музыкального образования в республике связана с подготовкой вокалистов и оперно-симфонических дирижеров.

За последние два года в Санкт-Петербург выехали лучшие воспитанники Академии музыки Катя Семенчук (меццо-сопрано), Алексей Тановицкий (бас), Володя Мороз (баритон). Уверен, что эти певцы в будущем прославят театры, где они будут работать. Также в России работают способные дирижеры Андрей Галанов, Алексей Шакура. Если не принять мер, творческие коллективы Беларуси лишатся талантливых молодых музыкантов. Думаю, молодые специалисты должны видеть творческие перспективы в своей стране, а для этого на государственном уровне требуется решить несколько кардинальных вопросов подготовки талантливых певцов и дирижеров.

Во-первых, думаю оперную студию Академии музыки необходимо преобразовать в молодежный оперный театр с собственным штатом и постоянным репертуаром, сделав этот молодежный театр отдельным структурным подразделением в составе творческого объединения Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.

Во-вторых, пора начать работу по открытию музыкальных отделений в драматических театрах областных центров. Это будет способствовать развитию культурного уровня населения Беларуси и позволит многим нашим выпускникам реализовать свои возможности на сцене, обеспечит рост их профессионального мастерства.

Есть и другие конкретные предложения.

Не могу не сказать и о заботе, которая лишила меня спокойного сна. Мы, музыканты, - люди творческие, воспитанные в привычке к труду духовному. Поэтому нам хочется, как, впрочем, любому человеку, работать в красивых и уютных помещениях. Мне очень нравится архитектура нашего главного музыкального дома. Построенный в 1957 году, он и сейчас, в третьем тысячелетии, смотрится современно, гармонирует с ансамблем Минска исторического. Но почти за полвека в здании не проводился капитальный ремонт, а на него требуется около 1 миллиарда рублей.

Я с оптимизмом смотрю в будущее. Уверен, что найду поддержку и помощь в органах управления государством и культурой: там работают профессиональные и преданные своему делу люди, которым близки и понятны наши нужды. И к 70-летнему юбилею Белорусская государственная академия музыки придет обновленной и с одной главной заботой - работать на благо нашей культуры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter