Видео поединка рэперов набирает миллионы просмотров

О возмутителях спокойствия

Собственно, после присуждения Нобелевской премии по литературе старому неформалу Бобу Дилану вопрос, существуют ли некие неизменные художественные критерии, должен быть снят. Да колеблются те критерии, как поэтический размер от гекзаметра до ямба. Отстаивать каноны? А смысл? Когда–то и жанр романа считали низким и пошлым, и все национальные языки, кроме латыни, недостойными высокой науки и изящных искусств.

Но вот снова о критериях заспорили... Запись рэп–баттла между столпами российского андерграунда Оксимироном и Гнойным за пару дней набрала десять миллионов просмотров. Консерваторы, конечно, подозревали, что течет какая–то подземная хип–хоповская Немига под проспектом «Войны и мира», и пусть себе бурлит в коллекторах. Но вдруг раз — и выплеск наружу. И стало понятно, что невозможно игнорировать те миллионы, которые «втыкают» в какие–то непонятные, неполиткорректные речитативные строки.

И «пресечь» это невозможно.

Хоть, предполагаю, кому–то очень хочется.

Напомню, однако, что опыт всех «бульдозерных выставок» свидетельствует, что сражаться с неформальным искусством бесполезно, а история всегда окажется на стороне поэта и художника.

Немножко поясню, что из себя представляют пресловутые баттлы. В клубе собирается куча молодежи, чтобы послушать, как двое рэперов по очереди читают нелицеприятные стихи в адрес соперника. С табуированной лексикой. Жюри определяет, кто был круче в каждом из раундов.

В данном случае победил Гнойный, представитель более молодого и неформального течения. Его оскорбительный твитт заставил вызваться на битву до сих пор не знавшего поражений Oxxxymironа...

И вот уже те, кто не хочет показаться отсталым, спешно встраивают баттл в систему культурных ценностей, и учительница пишет в блоге: «Пока ты неспешно перелистываешь Тютчева, поэты Гнойный и Oxxxymiron сходятся в решающей схватке. Надо внимательно следить за собой, чтобы не явиться вдруг на урок в образе древней старушонки, отставшей от времени лет эдак на двести», и называет запись прекрасной иллюстрацией для школьников «об акцентном стихе и его эволюции».

У подобных поединков действительно древнейшая история. Голландский философ Йохан Хейзинга упоминает древнейшие «бранные турниры», состязание в поношениях и хуле. Этим занимались в Древней Греции, например, Архилох. Та же игра — зафиксированные в эпосе бранные речи скандинавского бога Локи на пиру с асами и речь Роланда на пиру константинопольского императора... Хейзинга приводит пример: «Если у одного эскимоса имеется жалоба на другого, то он вызывает его на барабанное или песенное состязание. Племя или клан собирается на праздничную сходку в самых лучших нарядах и в атмосфере веселья. Оба противника поочередно поют друг другу бранные песни под стук барабана, упрекая один другого во всевозможных проступках. При этом не делается различий между обоснованными обвинениями, нарочитым высмеиванием и низким злословием. В промежутках обе противные стороны общаются друг с другом подобно добрым друзьям... В конце концов собравшиеся решают, кого нужно объявить победителем».

Вот вам и описание баттла! Акцентному же стиху, которым изъясняются рэперы, находят аналогию в фольклоре, в раешнике.

Что показалось любопытным — чтобы понять тонкости бранных речей Гнойного и Оксимирона, нужно обладать нешуточной эрудицией. Все — на аллюзиях и цитатах мировой культуры, от Маяковского до Оруэлла. «Игра в бисер», описанная Германом Гессе. Не зря Оксимирон, урожденный Мирон Федоров, окончил Оксфорд по специальности «Средневековая английская литература».

Еще аспект. Более молодой Гнойный упрекал оппонента в продажности, сетовал, что жанр умирает...

Обычное дело. Любая неформальная форма искусства, согласно тому же Хейзинга, связана с юностью, ибо в ее основе — инициация молодого человека, то бишь переход во взрослое состояние. Так что вопрос не к жанру, а к возрасту участников. Взросление меняет восприятие мира. Оксимирон уже выступает на стадионах и зарабатывает деньги на фирменном лейбле кроссовок. Когда–то круто неформальный Баста сидит в жюри шоу «Голос» рядом с Биланом. Скоро в таком же шоу займет место маститый Оксимирон. Потом придет время Гнойного, когда тот достаточно заматереет...

В каждом времени — свои стиляги. И те, кто бегает за ними с ножницами, остричь лохмы.

Я с удовольствием бываю на белорусских слемах, случалось и «жюрить». Это невероятно ярко — выступления Антона Рудака, Виктора Лупасина, Виктора Жибуля, Веры Бурлак и других... На поэтический фестиваль Михася Стрельцова или чтения в минских литературных кафе собирается масса публики... И большинство умеет отличить Бродского от Градского. В Беларуси есть свои рэперы вроде Винцента, неформальные поэты, квартирники...

Конечно, я не собираюсь предлагать школьникам тут же массово прослушивать баттл, так же, как изучать книги Буковски. В конце концов, чтобы понять в стихах того же Оксимирона что–то, кроме мата, нужно иметь неслабую эрудицию. Но помните, что такой недостаток, как юность, имеет свойство проходить вместе с максимализмом. А вот ограниченность — нет.

rubleuskaja@list.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter