О вкусах все-таки спорят

Противоположные оценки критиками и зрителями спектаклей международного фестиваля «Белая вежа»...

Противоположные оценки критиками и зрителями спектаклей международного фестиваля «Белая вежа» не позволили в этом году назвать победителя конкурсной программы

Еще до открытия Шестнадцатого Международного театрального фестиваля «Белая вежа» тема любви была заявлена как доминирующая в спектаклях. На фоне ожидания обещанного зрителю чаще открывалась обратная сторона этого могучего вселенского чувства, тяготеющая к трагической развязке и признанию бессилия человека перед судьбой. Ничего удивительного и противоестественного в этом не было. Ведь сценическая логика большинства спектаклей, показанных нынешней осенью на брестской сцене, только солидарно подтверждала известную истину: там, где нет любви, людское существование приобретает противоречивые и взрывоопасные формы не только на уровне отношений между мужчиной и женщиной.

Такой исход уже изначально заложен в сюжете известного и признанного одним из самых сложных произведений Янки Купалы «Раскiданае гняздо». Доведенного до отчаяния главу белорусской крестьянской семьи, попавшей в панскую немилость, безысходность толкает на самоубийство. Написанную в начале минувшего века драму, которой открывался фестиваль «Белая вежа», актеры Брестского драматического театра в поставновке режиссера Владимира Савицкого показали на том философском уровне, который заставляет современного зрителя ощутить трагизм существования на переломных этапах истории и отдельно взятого человека, и целого народа. 

Грустен и финал веселого спектакля Пермского театра «У моста» по пьесе великого драматурга Александра Островского «Женитьба Бальзаминова», которым завершился нынешний брестский форум.

Оба этих спектакля, поставленные в рамках традиционного театра на высоком профессиональном уровне, были «на бис» приняты публикой, избежав при этом острых замечаний критиков. Такой солидарности зрителей и профессионалов не наблюдалось по отношению ко всему остальному, что было показано на брестской сцене за восемь дней между этими постановками. Иные представления зрители покидали, даже не дождавшись антракта, но именно они получали самую высокую оценку тех, кто оставался в зале. «Что это было?» — не сразу могли осознать даже некоторые профессиональные критики после просмотра таких спектаклей, как «Зар» иранской театральной группы из Тегерана, «Войцек» Харьковского государственного украинского академического драмтеатра имени Т. Шевченко, «Венчание» Белорусского государственного театра кукол. Но уже на второй день при обсуждении этих постановок «за круглым столом» давали им исключительно положительные оценки, отмечая как актерские и режиссерские работы самой высокой пробы.

В этом отношении фестиваль буквально «взорвал» на третий день после открытия спектакль «Войцек» по пьесе немецкого писателя и драматруга Георга Бюхнера, поставленный украинским режиссером Александром Ковшуном.

Во многом внешне схож с украинским Войцеком и белорусский Хенрик — главный герой пьесы польского классика авангарда Витольда Гомбровича «Венчание». Ее поставновкой белорусским режиссером Александром Янушкевичем критики были восхищены еше больше, чем увиденным перед этим спектаклем «Войцек». Может быть, потому, что Александру Янушкевичу и актерам, занятым в спектакле, удалось достичь максимально органичного синтеза элементов традиционной драматургии и кукольного театра.

Как отметила редактор журнала «Театральные беседы» из Львова Галина Канарская, считающаяся признанным знатоком творчества Гомбровича, Александру Янушкевичу, как никакому другому режиссеру виденных ею ранее постановок, удалось наиболее точно передать философию автора и сохранить форму «пародии гениальной пьесы», как называл «Венчание» сам польский драматург. А на итоговом обсуждении спектаклей фестиваля она сказала, что, если в белорусской драматургии сегодня появляются такие молодые таланты как Янушкевич, у белорусского театра есть будущее.

Положительно оценили критики и спектакль «Эдип» Национального академического драмтеатра имени Горького, признанный лучшим в ряду постановок в стиле нетрадиционных театров в равной степени как профессиональными ценителями искусства Мельпомены, так и зрителями. А вот многим из более понятных и явно понравившихся аудитории спектаклей на брестском фестивале от театральных критиков досталось изрядно. В первую очередь они обратили внимание на отставание от развития современных сценических тенденций русскоязычных театров в столицах бывших республик СССР. С добротными постановками приехали в Брест коллективы из Ташкента, Еревана, Баку, Кишинева, каждый раз завершавшие выступление на брестской сцене под бурные овации зрителей. Но в этих спектаклях критики усмотрели не только доминирование элементов вчерашнего дня театрального искусства, но и пагубные современные тенденции. Обвинений в меркантильности не избежал даже показанный на фестивале спектакль «Мирандолина» знаменитого московского театра «У Никитских ворот». В связи с этим редактор журнала «Мастацтва» Людмила Громыко, ведущая ежедневные круглые столы — обсуждения фестивальных работ критиками и журналистами, признавая неибезбежность «театральной попсы» в нынешнем сложном мире, отметила, что подобные работы все-таки остаются вне «территории искусства» и не являются показательными для подобных театральных праздников.

Гораздо больший интерес критиков вызвали порой далеко не совершенные, но интересные с позиций наставничества работы театров, где заняты начинающие актеры театров-студий. На фестивале был отмечен высокий уровень их профессионализма. При этом признавалось, что современным молодежным театрам на постсоветском театральном пространстве не хватает актуальных авторов, внятных в драматическом понимании режиссеров. Может поэтому молодые актеры не всегда убедительны на сцене. В этом отношении редактор российского журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров покритиковал, например, актеров театра-студии имени Е. Мировича Белорусской государственной академии искусств за то, что они не в состоянии правдиво и естественно сыграть на сцене своих сверстников. Как показательный пример для театральной молодежи в этом отношении Людмилой Громыко была отмечена игра непрофессиональной актрисы Ольги Шендер в спектакле «Гарольд и Мод» Пинского драматического театра.

Отмечая разнообразную жанровую палитру «Белой вежи» доктор искусствоведения из Минска Ричард Смольский признал, что при всем желании «загнать в одну афишу только шедевры» это не удается ни на одном подобном фестивале. Но панорамность картины театральной жизни позволяет критикам отчетливо видеть то, чего сегодня развитию театра недостает, размышлять о его дальнейшей судьбе. К сожалению, по оценкам социологов, сфера влияния театрального искусства в отдельных странах предельно мала, и число людей, регулярно посещающих театр, снижается на фоне бурного развития других центров, приобщающих человека к интеллектуальному познанию окружающего мира. Белорусскому критику возразил коллега из Москвы Олег Пивоваров, который привел примеры российских городов, где малоизвестные, но самобытные театры становятся неимоверно популярными благодаря своей активной социальной позиции, профессиональной самоотдаче и объединяют своих зрителей в общность единомышленников. Такие черты приобрела, по его мнению, за шестнадцать лет своего существования и «Белая вежа». Олег Пивоваров выразил благодарность брестчанам за то, что они сохранили этот театральный праздник вопреки всем экономическим передрягам и создали вокруг него такую атмосферу, что «пошлость сюда не проникает». Солидарен с ним был театральный критик из Минска Андрей Вознесенский, подчеркнувший ежегодную регулярность брестского форума в отличие от других белорусских театральных фестивалей. Благодаря растущему международному признанию «Белая вежа», по его словам, стала «театральными воротами в культуру нашей страны».

Разнополярность не только театральных стилей, но и зрительских вкусов и симпатий на брестском фестивале не позволили жюри принять решение о присуждении какой-либо постановке традиционного Гран-при. Эту награду увезли в прошлом году актеры пермского театра «У моста», блиставшие на брестской сцене и ныне, но вне конкурсной программы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter