У группы экспертов, сборщиков данных и аналитиков, которые регулярно по заказам ООН готовят такие «индексы», работа, прямо скажем, спокойная и методичная. Нужно взять среднюю продолжительность жизни, среднее время, затрачиваемое в стране на обучение, и добавить валовой национальный продукт на душу населения. Затем расставить страны по местам, из мест сложить общий список — и рейтинг готов. Понятно, что чем дольше человек живет и чем дольше при этом учится — не работая! — тем выше будет место его страны в списке. Или, по мнению отдельных либералов и интеллектуалов, — цивилизованность общества? Странноватая логика.
И все же HDI существует, обновляется, к нему присматриваются и на него ориентируются во всем мире. Так вот, Беларусь давно, устойчиво и даже привычно для многих занимает в нем место в группе стран с «высоким уровнем развития человеческого потенциала». В 1995 году мы были в списке на 65–м месте, в 2000–м — на 57–м. Наш HDI неторопливо, но неуклонно растет: например, с 2005–го по 2011–й он увеличился с 0,723 до 0,756. В 2017 году, по ожиданиям доклада ООН, он достигнет значения 0,808. Более того! В этом последнем докладе предполагается, что наша страна войдет в самую верхнюю группу, с very hight HDI, «очень высоким уровнем». Но об этом не пишут, пишут о «невысоком качестве жизни».
Зачем? Почему? Организация Объединенных Наций говорит об «уровне цивилизованности»? Ни в коем разе. Определяет «качество жизни»? Тоже нет. Для чего кто–то придумывает свои трактовки, использует выдуманные термины и нахально передергивает, не показывая объяснимо медленный, но все же неуклонный рост своей страны? Зачем откровенно врать?
Допускаю, что некоторым господам поперек души, что называется, писать заголовки типа «В стране растет...», «Достойный урожай...» или «С каждым годом лучше...». Но это дело вкуса. Не нравится — не пишите. А присваивать международному докладу свое название, не приводя при этом график реального роста, — это из разряда «писать и печатать неправду». И это дело не только журналистской этики, но и просто человеческой совести.
Вот только не знаю, входит ли мое понятие «совесть» в их понимание «цивилизованности»? Очень хотел бы ошибиться. Но боюсь, что нет.
mukovoz@sb.by