Соединенные Штаты и Россия договорились об условиях перемирия в Сирии

О третьей мировой и немного об испанской королеве

Мир облетела сенсационная новость: Соединенные Штаты и Россия договорились об условиях перемирия в Сирии. Правда, стороны несколько жеманничают и демонстративно подозревают друг друга в потенциальном неисполнении взятых на себя обязательств. Но речь сейчас не об этом. А о постоянно муссируемых разговорах о неизбежном начале Третьей мировой войны или даже о том, что она уже идет.


Для начала несколько необычный вопрос: а что уважаемые читатели слышали о проблеме испанских браков? Подозреваю, что практически ничего. Между тем этот вопрос был одним из самых острых в европейской дипломатии 40-х годов позапрошлого столетия. Британия и Франция яростно боролись за право женить своих принцев на юной испанской королеве Изабелле II и ее малолетней сестре. Многие тогда полагали, что не избежать войны между двумя ведущими европейскими державами. В Британии на побережье даже начали строить укрепления, которые сохранились до сих пор. Войны не случилось, а испанская королева сама избрала себе супруга, правда, не очень удачно.

Вообще тема наследования испанского престола находилась в центре внимания мировой политики весь XIX век. Она была настолько популярна у журналистов, что Гоголь даже сделал ее причиной умопомешательства своего Поприщина в «Записках сумасшедшего». Сейчас это все забыто, представляя интерес только для узких специалистов-историков. А таких международных кризисов, более или менее масштабных, было невероятное количество. Великие державы сталкивались лбами по поводу Марокко и Тибета, оазисов Сахары и государственного долга Венесуэлы. Наконец, изрядно подзабытый эпизод из истории. В 1924 году только начавшие налаживаться англо-советские отношения были разорваны, в Британии произошла смена правительства, а в СССР вполне серьезно готовились к иностранной интервенции. Поводом послужило так называемое письмо Зиновьева (как оказалось позже, фальшивое), в котором английские рабочие от имени Коминтерна призывались к революции. И ничего — все разрешилось.

Подобные примеры, достаточно занимательные, а иногда просто анекдотичные, можно перечислять до бесконечности. О чем они говорят? Мы вступили в эпоху многополярного мира. Мир однополярный, в котором был один гегемон — Соединенные Штаты, — отличался, конечно, несправедливостью. Но новое нарождающееся мироустройство однозначно будет нестабильным. Нужно к этому привыкнуть и не предрекать каждый раз начало новой глобальной катастрофы. Хорошо, попивая кофе в уютном кресле, рассуждать, что, дескать, Третья мировая уже идет. Господа, если начнется мировая война, то это совсем другой коленкор, там будет не до кофе с гренками. А так-то оно, конечно, хорошо снять какую-нибудь передачу из цикла «Тайны мира» и поведать обывателю, что он давно уже боец невидимого фронта, а потом, получив гонорар, приступить к разработке новой не менее оглушительной темы. Появился даже целый жанр такой паркетной «военной» журналистики. 

В связи с этим возникает законный вопрос: а что же делать Беларуси? Прежде всего не допускать излишнего алармизма и не поддаваться на провокации вроде истеричных воплей, что нужно определиться, по чью мы сторону баррикады. А в принципе, самый лучший ответ на любые международные кризисы и скандалы — это повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта. И это очень даже по-белорусски.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter