О том, чего не купишь

Рецепты от терапевта
Рецепты от терапевта

В кабинете у Василия Ивановича Петручука, заведующего ревматологическим отделением Брестской областной больницы, никакого даже намека на то, что хозяин — врач. Не кушетка, а мягкий уголок стоит, на стене — небольшая фотография брестской Свято–Николаевской церкви, и цветы повсюду. Со шкафа спускается густой плющ, за компьютером — несколько кустов драцены в большом горшке, на столе — кряжистое «дерево счастья»...

— Жаль, вы не видели, какой лимон вырос на этом небольшом деревце! 480 граммов весил! — Василий Иванович подходит к окну, приоткрывает жалюзи. И я вижу, что цитрус еще порадует своего хозяина: на ветках крепкие темно–зеленые завязи. Теплые глаза, седина, намекающая на возраст (Василию Ивановичу уже 60), и голос — сердечный, неравнодушный. Так, мне кажется, и должен выглядеть настоящий врач. Из 43 лет его трудового стажа три десятилетия отдано медицине (14 из них он отработал главным терапевтом Брестской области).

В гости к лучшему терапевту Беларуси, а этого почетного звания Василий Петручук удостоен в конце минувшего года на XI съезде терапевтов страны, я напрашивалась две недели. Извинялся каждый раз, а времени на встречу не выдавалось: то срочный выезд к больному в районную больницу, то прием в консультативной поликлинике... «Обязательно напишите об этом докторе. Я у него лечилась и убедилась, что он не только хороший врач, но и человек замечательный — отзывчивый, деловитый, хозяйственный, как и положено руководителю», — написала в редакцию «СБ» Людмила Костючик из Каменецкого района.

...Медицина для Петручука, можно сказать, случайный выбор, а получилось — на всю жизнь. Деревенскому пареньку из Жабинковского района хотелось быть музыкантом, но в музучилище на хоровое отделение будущий доктор не прошел по конкурсу. Тогда и отнес документы в медицинское...

— Во время службы в армии друзья из ансамбля песни и пляски Белорусского военного округа звали к себе. Обещали поддержку, но меня уже захватила новая профессия. Я твердо знал, что буду поступать в Гродненский мединститут, — вспоминает Василий Иванович.

Медицина помогла найти не только призвание, авторитет, но и жену — Лариса Олеговна работала медсестрой. Одна из дочерей — Ирина — тоже по стопам родителей пошла. Она терапевт, ее муж — инфекционист.

— Никогда не жалели, что не стали священником, как ваш отец? — интересуюсь.

— Не только отец, которому сейчас 93 года, который прошел две войны солдатом, но и дедушка мой и прадедушка были священнослужителями. Отец не противился моему выбору.

— Вы приучены соблюдать посты с детства?

— Стараемся, но не так строго, как отец. Он вырос в семье, где было 14 детей. И поститься, и голодать доводилось.

Петручук ничуть не сомневается, что всякие диеты для похудания, особенно обедненные кальцием, — зло немалое, чреватое остеопорозом.

— В римских банях на стенах было написано, что не вылечивается тот, кто имеет заботы. А как сегодня без забот, без тревог, без стрессов? Улучшение качества жизни в какой–то степени несет вред: компьютеры, нежелание заниматься физкультурой, а потом, как следствие, болезни, опорно–двигательный аппарат становится уязвимым к различным повреждениям. Ревматизм как социальное заболевание победили, но по трудопотерям «наши» больные на 4 — 5–м месте, пациенты ревматологического отделения часто становятся инвалидами. В отделении нет пустых коек. Тут мы план перевыполняем, а это плохо, — вздыхает доктор и добавляет, что двумя руками голосует за диспансеризацию.

— Приучили мы людей к тому, что врач должен к ним идти, а надо, чтобы наоборот. Отсюда и недовольство медициной. Что касается Брестчины, то система здравоохранения в регионе отличная. У нас три равноценных центра — в Бресте, Барановичах и Пинске. Покупаем новое оборудование, технику. А людям надо учиться относиться к своему здоровью по–другому. Назовите мне организацию или предприятие, которым нужен больной человек? Никому не нужен! — резюмирует доктор.

Древняя истина остается верной и в наши дни прогресса: если не все в порядке с желудком, грудью, ногами, никакие царские сокровища не смогут ничего прибавить. И сам за своим здоровьем Василий Иванович следит. Больной врач — это сродни маникюрше с неухоженными ногтями или парикмахеру с грязной головой. Им не веришь! Ежедневная зарядка — дело для доктора почти святое. А в свободное от работы время уже много лет занимается пасекой. Когда–то залетел в его сад сбежавший рой, с которого и началось все. В деревне неподалеку от Бреста, где обосновались Петручуки, природа замечательная: лес, река Мухавец... Все это помогает держать себя в форме. А еще Василий Иванович участвует в самодеятельности своей больницы. Юношеской мечте и любви к песне медицина помехой не стала. Поет по–прежнему хорошо.

— Врачи — тоже люди. Нагрузки выросли из–за интенсивности и в связи с новыми требованиями. Хотя в чем–то легче стало. Благодаря современному оборудованию проще установить диагноз, а правильный диагноз — хорошее, эффективное лечение, — рассуждает доктор Петручук в ответ на мои выпады, что наши участковые — одна беда. Правда, все мы желаем во всем абсолютно считать себя знатоками: в кулинарии, диетах, медицине. Сами себе лекарства назначаем, докторов выбираем. А потом кого виним? Медиков, конечно же...

К сожалению, растет уровень заболеваемости среди молодежи. Тот же остеохондроз молодеет. Чтобы упредить развитие болезни, Петручук советует заниматься физкультурой, систематически делать массаж и пройти обследование. Давать рецепт на глазок не в его правилах. Оценивать работу своих коллег даже заочно тоже не согласился.

— Есть у некоторых наших врачей привычка унизить другого врача в присутствии пациента. В США за такое можно угодить под суд, — и Василий Иванович рассказывает об уехавшем в Америку однокурснике, который сказал пациенту, что предыдущий медик его неправильно лечил. Теперь незадачливому однокашнику запрещено заниматься врачебной практикой за океаном...

На пенсию доктор пока не собирается. Контракт лучшему терапевту страны продлен, и Василий Иванович признается: «Чувствую, что могу принести пользу. Старость — это когда человек идеализирует прошлое, ругает настоящее и боится будущего. Ко мне она еще не пришла...»

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter