О тех, кто уехал...

Дело вкуса от Элеоноры Езерской
Сегодня я хочу поговорить о грустном... Об артистах и музыкантах, которые в силу разных обстоятельств покинули Отечество и живут сейчас в других странах. Кто–то из них сделал блестящую карьеру, выступал в лучших залах мира... А кому–то пришлось напрочь забыть о подмостках, публике и зарабатывать на жизнь куда более прозаическим трудом — стать поваром или чистильщиком ковров.

Очень многие музыканты уезжали на свою историческую родину. Уже шутят: «В Израиле музыкантов больше, чем населения»... Или же: «Тот, кто ступает на Землю обетованную без скрипки, — пианист».

Артистов, уехавших по израильской визе, очень много. Но кто–то до Израиля не добрался, остался жить и работать в Европе. Помните, были у нас когда–то блистательные пианисты Ева Эфрон и Аркадий Остромецкий? Прекрасные скрипачи Роман Нодель и Александр Крамаров. Всех их я хорошо знала. Все они когда–то были украшением и гордостью Белорусской филармонии, имели почетные звания. И уехали на Запад. Как сложилась там их судьба? Доходили слухи, Роман Нодель долго служил концертмейстером в одном из европейских оркестров. Ева Эфрон (сегодня ее уже нет в живых) жила в Германии, давала уроки фортепиано, иногда кому–то аккомпанировала.

Из тех, кто добрался до исторической родины, карьеру сделали бывшая солистка Белорусской оперы Галина Лукомская, которая много пела в Тель–авивском камерном театре, и композитор Леонид Свердель. Кстати, 95 процентов Союза композиторов Израиля составляют выходцы из бывшего Советского Союза. А по всем театрам мира работают теперь русские, белорусы, армяне — наши бывшие соотечественники.

Блестящую карьеру на Западе сделала певица Мария Гулегина, на какое–то время завоевавшая даже титул «Лучшее сопрано мира». Неплохо сложилась судьба оперных див Людмилы Шемчук, Наталии Костенко, Наталии Золотаревой. Меццо–сопрано Ольга Тишина мечтала о большой оперной сцене, а очутилась в маленьком театре на юге Франции, где поначалу ее взяли петь только в хор.

Помните, одно время у нас была очень популярной песня «Доставай, Язеп, гармошку»? Ее автор, композитор Дмитрий Евтухович — давно американский гражданин. Второй родиной стали Штаты и для исполнителя песни «Вологда», а сегодня владельца нескольких пиццерий Анатолия Кашепарова.

Долгое время живет в Париже и почти не приезжает на родину достигший большой известности талантливейший белорусский художник Борис Заборов. В гости к нему во Францию наведываются его минские друзья.

А помните Валентину Пархоменко? Никто, на мой взгляд, так проникновенно не пел народные песни, как она. Но почему–то певица, кстати, большую часть жизни прожившая в белорусской деревне и, казалось, так неразрывно связанная с родной землей, решила, что жить должна только в США... Переехать–то переехала, а вот с карьерой певицы пришлось расстаться. Только изредка выступала на праздниках белорусской «суполки», потом стала работать поваром. Сегодня о ней вообще ничего не слышно...

Почему уезжают талантливые музыканты, скрипачи, пианисты? Лауреатов конкурсов начинают привлекать высокие гонорары, возможность выступать в лучших концертных залах мира. Скромных оркестрантов — просто возможность заработать. На родине ставки уж очень невысоки.

Западные импресарио довольно потирают руки: за такие низкие гонорары соглашаются работать только выходцы из стран СНГ. Об этом и говорить не хочется, а нужно...

А в конце я хочу вспомнить талантливую Елену Соловей, любимую артистку Никиты Михалкова, блестяще исполнившую главные роли в его знаменитых фильмах «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни Обломова». Актриса давно живет в Нью–Йорке, преподает актерское мастерство в одной из американских школ, даже снялась в странном эмигрантском фильме. Очень изменилась и не похожа на ту изысканную и утонченную Елену Соловей, которую так любили и кинематографисты, и зрители. Дети, сын и дочь, из–за будущего благополучия которых она вроде бы и покинула отчий дом, выросли, живут своей жизнью... Сравнительно недавно Елена Яковлевна побывала в России на одном из кинофестивалей. Очень скромный костюмчик, не слишком ухоженный вид... И такая тоска читалась в ее глазах...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter