Народная артистка Беларуси Белла Масумян: «Люблю ощущение парения в роли»

О театре как тайне и чуде

Жизнеописание этой актрисы будет наверняка пронизано легендами, слухами, домыслами, предположениями. Кто возьмется за это дело — сильно пожалеет. Архива она не собирает. Рецензий и статей о себе не хранит. Есть только фотографии дорогих и любимых людей. 

На мое предложение поработать над книгой о ее творчестве ответила отказом.

— Не надо.

Так она сказала мне. Смягчилась лишь тогда, когда после приведенных аргументов согласилась, что мы одной группы крови. По взглядам. По мыслям. По чувствам. По ее учителю актерского мастерства.

В Национальный академический драматический театр имени М. Горького Белла МАСУМЯН пришла в 1961 году и работает в нем всегда.

Без личного

Белла Масумян — народная артистка Беларуси, обладательница «Хрустальной Павлинки», медали Союзного государства «За сотрудничество» и медали Франциска Скорины, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства за 2011 год. 

Она пришла в Национальный академический драматический театр имени М. Горького в 1961 году и работает в нем всегда. Верность одному театру и полное отсутствие звездности сегодня редкие качества актера. Вообще, понятие «верность» для Беллы — «Отче наш». Верна не только запаху кулис своего театра. Служила верой и правдой своей маме, которая во многом благодаря заботе дочери дожила до 100 лет. Верна учителю, который обучал ее мастерству актера. Верна немногочисленным друзьям и случившейся в ее жизни любви.

Белла Масумян скупо и выразительно умеет демонстрировать движения души самых серьезных категорий — скорбь, разочарование, отчаяние, нежность, сочувствие. Ей нужны переживания и выражение чувств, тогда она любой материал пристроит к себе и расположится в нем комфортно.

Белла Масумян никогда не пыталась и не желала светиться. Она не из тех, кто станет откровенничать и позволять заглянуть в свое личное. 

— Не всем все про артистов можно рассказывать?

— Конечно. Нельзя рассказывать о бытовых подробностях их жизни, о низких зарплатах, о дрязгах, интригах. Это не откроет тайн творчества. А театр — это тайна и чудо.

— Выходит, надо создавать иллюзию, что артист находится над шелухой быта и среды, в которой обитает. Живет, словно на облаке.

— Я человек закрытый и приоткрываюсь только на сцене. Я люблю ощущение парения в роли. Как будто бы я ее сама придумала, сама осуществила и чуть ли не сама пьесу написала. Об этом не расскажешь. Этого нельзя сопоставлять с теми сплетнями и домыслами, которые об артистах рассказывают. 

Биография

Дети, рожденные в любви, всегда бывают красивы. Смешение южных и северных родительских кровей обещает ребенку незаурядный характер. Все вместе обязательно будет залогом таланта.

Мама — польских кровей. Отец — армянских.

Желание связать свою жизнь с театром у нее возникло очень рано, хотя родители были против. Советовали стать врачом. Папа говорил: нормальные люди с нормальной внешностью и с нормальными способностями должны и профессию выбирать нормальную.

Она же настояла на своем выборе и ни капли не пожалела. 

Окончила женскую гимназию в Вильнюсе. Там и был первый выход на сцену. 

Однажды ее спросили:

— Если бы не театр, кем бы вы хотели стать?

Она ответила, не задумываясь:

— Медиком.

Ответила так потому, что умеет ухаживать за больными, накладывать повязки на раны, усмирять капризы, уговаривать выпить противное лекарство. Был случай.

Белла не слишком дружила в институте со своим однокурсником Леонидом Крюком. Разные у них были компании. Когда он пришел работать в Русский театр уже засветившимся в кинематографе актером, достойно оценила его талант. Но играть вместе ничего не приходилось до спектакля «Наедине со всеми».

На одном из премьерных спектаклей, за десять минут до финала, во время напряженной сцены она почувствовала, что Лене плохо. Он не по тексту закричал: «Родненькая моя, родненькая!» Обхватил ее колени и стал сползать на пол. Она попыталась его удержать и, в свою очередь, закричала залу: «Помогите! Он умирает! Умирает! Врача! Есть врач?»

Это не выходило из канвы спектакля. Никто не засуетился, не испугался, не помог. Думали, так надо. Леня здесь же на сцене и умер у нее на руках.

После этого на нее напал ступор, и она несколько часов не могла говорить. Страшнее всех театральных трагедий эта, человеческая, через сердце пробивающая. Из жизни в одночасье ушел молодой, красивый, талантливый человек. Ушел, по существу, на своем творческом взлете.

Белла МАСУМЯН и Ростислав ЯНКОВСКИЙ в спектакле «Пане Коханку».

Породу не спрячешь

Белла практически не была замечена кинематографистами, хотя прекрасно понимала, что не попадает в типажи, которые нужны для кино. В молодости снялась в двух картинах на «Арменфильме». Еще снималась в короткометражной ленте вместе с известнейшим клоуном Леонидом Енгибаровым. Больше попыток не было.

Думаю, что для настоящего искусства специфическая внешность не преграда. Масумян — красивая женщина, но не славянский тип.

Актер в жизни не всегда похож на себя сценического. В жизни голос тихий, манеры скромные. Сценическое буйство роли остается до времени в гримерке и хранится среди роскошных костюмов, замысловатых шляпок, театрального реквизита.

Но, как говорится, породу не спрячешь. Масумян от рождения предписаны особы царственные, аристократические. При ее появлении в нечастых компаниях окружающие как-то подтягиваются и не позволяют себе вольностей. Она неизменно доброжелательна, но неболтлива и сдержанна. Она заставляет думать о скрытых тайнах. 

Масумян создана для ролей в классике, но не попала в спектакли по пьесам Шекспира, Шиллера, Мольера, Теннесси Уильямса, Чехова.

Она никогда не согласилась бы делать что-то в угоду самопиару. Чувство собственного достоинства не позволяет ей опускаться в профессии ниже той планки, которую она сама для себя определила. Поэтому она постоянно отказывалась в театре от маленьких ролей и от участия в массовых сценах, чем вызывала не раз недовольство руководства. Спрашиваю у Беллы, почему же все-таки.

— Я в любви родилась. В любви прожила. Не буду ничего делать без нее. Со мною всегда мои книги, сад, немногие друзья. Лучше я буду с ними, чем в той незначительной роли, которой ничего не могу сказать людям.

И я снова выпытываю актрису.

— Кто сегодня станет интересоваться тем, что ты смотришь, читаешь и для себя вычитываешь в мудрых книгах? Кого увлекут ностальгические переливы души? Кому нужна тонкая образованность и изысканный вкус не напоказ, а так, для себя, когда внутри бурлит нечто необъяснимое, тайное, видимое далеко не всем?

— Я люблю читать. Чтение дает возможность сосредоточиться, не расплескиваться, не раздражаться. Мне это очень полезно, потому что я, как человек творческий, далека от полной уравновешенности. Да таким, как я, она и противопоказана. 

Больше всего на свете Масумян любит и умеет рассказывать про любовь. Это чувство такое неустойчивое, неуловимое, все сотканное из надежд и разочарований, взлетов и падений. Она умеет так раскалить зрительный зал, что он вздрогнет от сострадания и аплодисментов. Любой рассказ о неразделенной, потерянной и найденной любви, об ушедшей навсегда и все же навсегда оставшейся, получается у нее космическим и нафантазированным одновременно. Это может быть любовь к мужчине, к ребенку, к делу жизни. Не имеет значения. Оголенные нервы. Словно видно, как кровь по венам бежит.

Чувство стиля

Я свидетельствую, что на театральных фестивалях, съездах, конференциях о неотразимости Беллы Масумян, элегантности и тонком вкусе легенды слагали.

Белла — женщина очень красивая, с европейским шармом, отличным вкусом. При этом умеющая все делать собственными руками. Совершенный интерьер, легкая, но изысканная кухня, ухоженный маленький садик, много книг, новейшие фильмы на дисках. Всегда цветы и обязательно зажженная свеча.

— Моя внешность для театральной актрисы скорее наказание, чем подарок. Она вводит в заблуждение.

У Масумян идеальное чувство стиля. Любой костюм, сценический или жизненный, она умеет носить с элегантностью светской дамы. 

Сценический костюм всегда очень важен для Масумян. Она и в жизни одевается не как все. По-своему. Привлекает внимание не столько мода и крой. Каждая вещь словно вписывается в ее подтянутую фигуру, которая никогда не знала лишних отложений. 

Стиль проявляется не только в одежде. Рисунок ее ролей всегда отчетлив и энергичен. Речь четкая, грамотная, красивая. К тому же она актриса строжайшей творческой дисциплины. Дисциплинированность, обязательность у Беллы в крови. Она не умеет быть в жизни властной, жестокой, смелой, отчетливо сознавать свои возможности.

Взлететь вверх можно быстро. И даже случайно. Удержаться на высоте очень тяжело. Особенно в драматическом театре, где все зависит не лично от тебя, а от стечения обстоятельств. 

Она не только удержалась. Продолжает находиться на высоте.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter