О своих двоих

Бойтесь зябких ног!
Бойтесь зябких ног!

Сегодня Республиканскому научно–практическому центру «Кардиология» исполняется 30 лет. С того самого момента, как его, тогда еще научно–исследовательский институт, основал и возглавил легендарный белорусский кардиолог Георгий Сидоренко, и до сегодняшнего дня это и школа мастерства, и передний край белорусской медицины. Ведь именно болезни сердечно–сосудистой системы — проблема номер один во всем мире, над ее решением бьются и наши кардиологи, кардиохирурги, теоретики и практики. Сейчас трудно найти в стране медицинский центр с более мощным потенциалом. Только вдумайтесь: около 900 сотрудников, в том числе один академик НАН, 24 доктора наук и 89 кандидатов! Благодаря им РНПЦ «Кардиология» владеет сегодня 51 патентом Беларуси, 3 — России, 6 — Канады, 5 — США, 10 — Франции, 4 — Японии и ФРГ и имеет более 100 авторских свидетельств об изобретении. Здесь из года в год спасают тысячи самых сложных пациентов. В ближайшем будущем этот свой бесценный опыт центр намерен распространить по всем регионам. А в планах кардиохирургов, работой которых руководит выдающийся специалист Юрий Островский, одна из самых амбициозных задач в современной медицине — пересадка сердца. Мы от всей души поздравляем кардиологов с праздником. Желаем, чтобы сбылось все задуманное, все их глобальные планы и личные мечты. А сегодня поговорим с главным сосудистым хирургом Беларуси, заместителем директора РНПЦ «Кардиология» по кардиохирургии, доктором наук, профессором Вячеславом Янушко о недуге, который многие почему–то считают пустяковым на фоне инсульта и инфаркта, но который тоже давно в центре внимания врачей. Название ему — периферический атеросклероз.

Нынче чуть ли не каждый третий житель страны — водитель. Машина — работа, машина — диван перед телевизором — нехитрый, но очень коварный маршрут. Потому что, бывает, за весь день человек так и не удосужится пройти 100 метров или спишет возникшую в икрах боль на свой малоподвижный образ жизни. Между тем для врачей это весьма тревожный сигнал: именно так к нам подкрадывается периферический атеросклероз. Боль — только симптом. Настоящий убийца — это болезнь, которая годами засоряет сосуды с пяток до макушки, а свой предательский удар наносит куда и когда захочет.

По словам главного сосудистого хирурга Минздрава, заместителя директора РНПЦ «Кардиология» по кардиохирургии, доктора медицинских наук, профессора Вячеслава Янушко, у нас часто забывают о том, что атеросклероз — заболевание системное, общее: «Да, внимание уделяется в последние годы прежде всего нарушениям мозгового кровотока. Потому что, к сожалению, как бы мы ни лечили инфаркт мозга, летальность все равно очень высока — 20 — 25 процентов. А вот смертность от инфаркта сердца удалось снизить, в Минске — до 5,7 процента. Однако атеросклероз поражает артерии не только мозга и сердца и приводит не только к стенокардии, инсультам и сердечным приступам. Закупорка почечных артерий, брюшная жаба, облитерирующий артериит — все это результат того же процесса. Здесь кому как повезет. У одного атеросклероз будет свирепствовать в коронарной артерии, а у другого примет генерализованную форму и поразит все сосуды. Мы на практике довольно часто сталкиваемся с этим: обращается больной, допустим, с симптомами недостаточного кровообращения в ногах, а после обследования у него обнаруживается к тому же блокада сердца или артерий, ведущих к мозгу». Но главная проблема в другом: атеросклероз, увы, радикально не лечится, все, что может предложить медицина, — паллиативные операции. Иначе говоря, можно немного затормозить процесс. Ни панацеи, ни волшебного «ершика» наука еще не изобрела. Японцы обещают отлить памятник из золота в полный рост тому, кто найдет, как лечить атеросклероз без скальпеля. Ну а уж Нобелевская премия такому исследователю точно обеспечена... «Меня нередко спрашивают по поводу таблеток, чеснока, БАДов: доктор, мне это поможет «прочистить сосуды»? Как психотерапия, возможно, и да. А на практике... Я всегда привожу простейший пример. Вот у вас в квартире завоздушилась батарея, холодно. Чем бы вы ее ни накрывали, она не согреется, — объясняет Вячеслав Алексеевич. — Точно так же и в организме: там, где сосуд «перекрыт» атеросклеротической бляшкой, органу холодно, потому что к нему не поступает в нужном объеме кислород. И что бы вы ни делали, что бы ни принимали, положение не исправить, пока врач механически не уберет «пробку» — при помощи ангиопластики, стентирования, реконструктивной операции, то есть пока не восстановит нормальный кровоток. Но и это временное решение: даже на «обновленном» участке, на пластическом материале рано или поздно могут опять начать откладываться атеросклеротические бляшки».

Почему так происходит? Ах, если бы наука знала с уверенностью! Все далеко не так просто, как представлялось еще недавно. Вот раньше говорили: бегом от инфаркта! Теперь же выяснилось, что с точно таким же успехом к инфаркту можно и прибежать. Или питание — достаточно ли просто возненавидеть сливочное масло и жирное мясо, чтобы выйти из–под удара атеросклероза? Почему же тогда, по наблюдениям Вячеслава Янушко, в РНПЦ «Кардиология» периферические артерии оперируют и у мясоедов, и у вегетарианцев, и у приверженцев разных модных и правильных диет? Болезнь не выбирает и с каждым годом все более молодеет. Наши медики винят в этом в первую очередь стресс — спешку, бешеный ритм жизни, мысли о том, как дотянуть, прокормить, добиться...

Скажите вечно занятому соседу, что он рискует заболеть атеросклерозом периферических артерий, он просто не поймет, о чем речь. В его понимании худшее, что может случиться с ногами, — варикозное расширение вен. Действительно, по статистике, это происходит чаще — примерно у каждого пятого, однако здесь и возможности у медицины совсем иные. «Проблемы вен» хирурги умеют решать кардинально — при помощи ультразвука, лазера, криоустановок, а в ближайшем будущем собираются заняться стентированием и эндопротезированием венозной стенки. Если же дело в артериях, то все совсем нерадужно. Да, можно восстановить кровоток в конкретной «критической точке», можно улучшить кровообращение и дождаться, когда раскроется «депо» — кровеносные сосуды, которые до поры до времени «дремлют» в организме. Но торжествовать нельзя. Болезнь все равно подспудно развивается, иногда — десятилетиями. И каждому десятому пациенту не помогает уже ничего: забиваются не то что магистральные — самые мелкие сосуды, и, чтобы остановить гангрену, врачи идут на крайний шаг — ампутацию. Самое печальное, подчеркивает Вячеслав Янушко, что большинство бьет тревогу слишком поздно, когда у хирургов возникает только один вопрос: где же вы раньше были? Увы, лечились у невропатолога, снимали боль грелкой и вообще не считали это большой бедой — постоянно зябкие и «ленивые» ноги.

Советы доктора Янушко

После сорока лет дважды в день принимайте таблетку аспирина.

Бросьте курить: до 90 процентов всех больных артериитом — злостные курильщики.

Начните ходить, причем в любую погоду.

Следите за весом.

Контролируйте свое давление и уровень холестерина.

Хорошее средство — статины. Прежде их назначали преимущественно при заболеваниях сосудов сердца. Однако поскольку атеросклероз — заболевание системное, статины действуют на все сосуды в организме. Их принимают постоянно, под контролем врача.

Если заболевание не зашло слишком далеко и вы в состоянии проходить по полкилометра–километр за раз, достаточно дважды в год проходить курс вазоактивной терапии (препараты подскажет врач). Один курс амбулаторный — 1,5 — 2 месяца, второй — желательно в стационаре, не обязательно специализированном, можно общехирургического профиля.

Справка «СБ»

Болен ли я?

Вестники периферического атеросклероза:

Вы не можете пройти без остановки более 100 метров.

Ноги постоянно мерзнут.

Выпадают волосы.

Боль в икрах возникает уже и в покое — это признак запущенного процесса.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter