Беседа с клириком Речицкого Свято-Успенского Собора иереем Николаем о

О сущности любви...

Беседа с клириком Речицкого Свято-Успенского Собора иереем Николаем о "братьях меньших" и о любви...
Жизнь людей издревле была неразрывно связана с жизнью животных. Так повелось, что и по сегодняшний день рабочий скот служит опорой в ведении домашнего хозяйства, а любимцы-компаньоны врачуют душу и избавляют от одиночества. Однако какой бы отчаянной ни была верность братьев наших меньших своим хозяевам, повсеместно наблюдается рост численности бездомных животных. Острым остается и вопрос морально-этической культуры населения в отношении животного мира, процветает браконьерство. Но горше всего признавать БЕЗРАЗЛИЧИЕ общества к проблеме жестокого обращения с животными. Именно по поводу этой проблемы с мольбой об искоренении равнодушия в сердцах людей мы обратились к иерею Николаю. Жизнь этого замечательного клирика служит ярким примером добропорядочной жизни, полной любви и заботы ко всему живому.

— Отец Николай, любите ли Вы животных?

— Люблю, только собак люблю непородистых, больше всего - дворняжек.

— А домашние питомцы у Вас есть?

— Да, есть дворняжка. Её маленьким щеночком принесла в дом моя дочь и попросила приютить. Как тут откажешь?!

— Диких животных любите?

— Стараюсь держаться от них подальше, а вообще всех диких животных люблю и очень жалею.

— Тогда каково Ваше отношение к охоте?

— Я очень холодно отношусь к таким вещам. Раньше охота была жизненно необходима человеку, чтобы напитать свою семью, и это было довольно непростым промыслом. Взяв копьё, лук и стрелы, человек вынужден был подолгу бродить по лесу, чтобы выследить и убить животное. А сейчас люди  охотятся, сидя в машине, с ружьем, у которого есть оптический прицел, - это уже убийство и кощунство. Да и потом необходимости такой уже нет. Мы из магазина можем притащить баулы всякой всячины. Один раз я ехал в электричке, а напротив меня сидел человек, который, стараясь похвастаться, вытащил из рюкзака целую связку диких гусей. Это было страшно! И я считаю, что такую красоту животного мира нельзя губить ради куска мяса!

— Отец Николай, давайте обсудим некоторые религиозные вопросы. Скажите, пожалуйста, для чего Бог создал животных?

— Мир прекрасен в своем многообразии. Познавая окружающую действительность, мы познаем Господа. Посмотрите сколько вокруг разных животных, как они все отличаются друг от друга, а без Господа не может возникнуть такого многообразия видов, следовательно, животные – самое явное свидетельство существования Бога на земле.

— Есть ли какая-то принципиальная разница с точки зрения православной церкви между дикими и домашними животными?

— Никакой разницы нет. Дело в том, что любое дикое животное может стать домашним. Ведь до первого грехопадения человечества все животные жили рядом с людьми, все они были травоядными, не питались мясом.  Одомашнивание – это возвращение к истокам.

— Как церковь относится к употреблению животных в пищу и к вегетарианству?

— Это личное дело каждого человека. Что Бог благословил, тем уже человек и довольствуется, то и вкушает в пищу. Господь по немощи нашей дает нам возможность вкушать пищу животного происхождения. Однако все-таки намного более полезной для человеческого организма является вегетарианская еда, а употребление в пищу мяса животных стало привычным для людей в силу многовековой традиции. Монахи мяса в пищу не употребляют – это уже высший подвиг. Хотя и особого греха в том, что человек кушает мясо, также нет. Но животные должны убиваться для употребления в пищу только в случае крайней необходимости – это самое главное. Большие запасы пищи также делать не стоит.

— Отец Николай, а какое отличие между человеком и животным с точки зрения церкви Вы можете охарактеризовать как наиболее существенное?

— Главное отличие – это душа. 

— Но ведь животные, на мой взгляд, тоже испытывают различного рода переживания, иногда радуются, как маленькие дети, а иногда кажется, что их глаза полны слез. Неужели это все не является доказательством того, что душа у животных все-таки есть?

— Я же не сказал, что у животных её вообще нет. Разница между душой человека и душой животного в том, что человеческая душа – это дух Божий, дыхание Божье, часть Творца, а душа животных – земная душа. Душа наша, человеческая, она отходит после смерти на небеса. Тело остается здесь, а душа  наша уходит. Душа же животных вместе с телом остается на земле, но она несомненно есть.

— Отец Николай, расскажите, пожалуйста, о самых ярких представителях православной жизни, которые были тесно связаны с животным миром.

— Могу рассказать, например, о Преподобном Герасиме Иорданском. Дело было в пустыне. Лев пришел с поврежденной лапой  к Святому Герасиму. Преподобный старец помог ему и вытащил из лапы зверя крупную занозу, с тех пор лев прислуживал святому. Серафим Саровский подкармливал лосей и дружил с медведем. Антоний Вятский был сослан в Сибирь, а по дороге к месту ссылки работники НКВД выбросили его из поезда. Полуголый и замерзший, он уже собирался умирать, стал молиться. И Господь даровал Святому Антонию медведя. Испугавшись, архиепископ подумал, что его жизнь закончилась, но медведь не был настроен враждебно, он упал на землю, от тела животного повеяло теплом. Святой Антоний залез медведю под брюхо, заснул и, собственно говоря, был спасен. Многие другие святые отцы прославили себя тем, что ухаживали за дикими животными: волкам и лисами, медведями и лосями. Когда человек идет к Богу, он очищается и возвращает себе тот облик, которым он обладал ещё до грехопадения, а животные это чувствуют и агрессии по отношению к такому человеку уже не проявляют.

— Изображаются ли животные на иконах?

— Да, изображаются. Уже известный Вам Серафим Саровский предстает на иконах вместе с медведем, Герасим Иорданский – со львом. Святой Трифон часто изображается с соколом на плече.

— Есть ли в православии молитвы о животных? Можем ли мы просить у Господа заступления для братьев наших меньших?

— Мы должны просить Господа о вразумлении человека, дабы Всевышний наставил нас на путь истинный и указал нам, неразумным, как обращаться с животными.

— Какое отношение к животным следует принимать за христианское? 

— Всякое творение славит имя Господа. Животное – это тоже творение Божье. Нужно восхищаться им, через его познание мы постигаем Творца. О животном нужно заботиться и создавать для него все необходимые условия для жизни, но чрезмерное внимание – уже грех.

— Какие добропорядочные качества должен выработать в себе человек, желающий приобрести питомца?

— Вы знаете, это уже животные помогают человеку выработать все эти качества: доброту и любовь, заботу и ласку. В качестве примера могу привести один случай, потрясший меня и всех наших прихожан, все плакали. Аист свил гнездо на линиях высоковольтных передач, позже вывелись аистята. Люди, проходящие мимо их «жилища», любовались птичьим семейством. И вот однажды ударила молния – гнездо с птенчиками загорелось. Два взрослых аиста сразу поднялись ввысь и долго кричали. Лил дождь. Ярким пламенем горело гнездо. Спустя некоторое время на горящее гнездо, невзирая на адские языки пламени, опустилась мама-аистиха, не бросила своих детей. Аист-отец продолжал кружить над гнездом. А когда уже все гнездо было охвачено огнем, он тихо опустился на тлеющее «жилище» и накрыл крыльями свою семью. Погибли все. Вот вам яркий пример супружеской и родительской любви к своим ближним.

— Я с годами все больше и больше убеждаюсь в том, что тот, кто ненавидит животных, не любит и людей, тот, кто способен на жестокость по отношению к животным, с легкостью расправится и с человеком. Целесообразно ли в данном случае узреть прямую связь?

— Да, целесообразно. Связь тут самая прямая. Все эти деяния греховны и за них придется отвечать перед Господом.

— Можно ли уравнивать нанесение телесных повреждений животному, его истязание, убийство  и оставление животного без присмотра? Одинаково ли греховны такие деяния?

— Совершенно одинаково. Нужно слушать свою совесть, ведь многие вещи животные понимают ещё лучше, чем люди. Я в свое время учился в университете и подрабатывал на мясокомбинате. Продержался я там только два месяца. Это страшное место. Однажды привели лошадь, такую старенькую… Жеребенок ее пал, а она потом очень долго стояла над ним. Не всякая мать, скажу я вам, так страдает при смерти ребенка, как мучилась эта лошадь. А когда её вели на убой, эта серая лошадка мотнула головой и посмотрела мне в глаза. Её взгляд преследует меня до сих пор. Я стоял рядышком, когда острые электрические шипы пронизывали худенькое тельце животного, но я ничего не смог поделать… Чудовищно и то, что работники этого заведения спустя секунды после кощунственных убийств уже задорно смеются, женщины начинают прихорашиваться и красить губы.

— Отец Николай, считаете ли Вы приемлемым в наше время цирковые представления с участием животных?

— Очень интересный вопрос. Некоторые животные, допустим, собачка легко поддается дрессуре, возможно, ей это даже доставляет удовольствие, ведь она получает за выполнение трюков лакомства. Когда же речь идет о диком животном, то ломается его воля. А зачем? Какой смысл? Только для того, чтобы удовлетворить гордыню человеческой души. Лучше уж просто содержать диких животных в вольерах.

— В таком случае, отец Николай, как Вы относитесь к содержанию животных в зоопарке?

— Ну, уж лучше там, чем в цирках. Показ животных способствует разумному воспитанию детей. Но условия содержания животных в клетках должны быть соответствующими, так как отсутствие должного ухода за животными - это тоже грех.

— Отец Николай, могли бы Вы дать ценное наставление на жизненный путь всем нашим читателям?

— Человек либо может любить, либо нет. Если в сердце есть любовь, то ты будешь одинаково любить всех: и людей, и животных. Поэтому любите, уважаемые читатели, все живое на земле, любите, любите…
Екатерина Рынейская.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter