О стоимости полотен организаторы выставки тактично умалчивают

Аллен Тапье привез в Минск «Нормандию в живописи»

Выставка, открывшаяся в Национальном художественном музее, — бесспорная сенсация. Уже потому, что французских импрессионистов в Минске ждали два года, хотя для подготовки подобных проектов такой срок — еще не предел, как отметил советник по сотрудничеству и культуре посольства Франции в Беларуси Людовик Руайе. К тому же коллекция «Нормандия в живописи», которую французское правительство, объединившись с деловыми кругами, начало собирать еще 15 лет назад, весьма знаменита — эти холсты с пейзажами Клода Моне, Гюстава Курбе, Камиля Коро и других прославленных художников побывали во многих странах мира, от США до Японии. Только в России они еще не выставлялись... Договориться об этом сотрудники российских музеев пытались прямо на нашем вернисаже, специально приехав в Минск ради этой выставки.


— Эта выставка — новый знак в отношениях между Францией и Беларусью, — оценил событие министр иностранных дел Сергей Мартынов. И заверил, что такой масштабный культурный проект — начало серии других, не менее впечатляющих выставок из французских музеев и коллекций.


О стоимости полотен и страховки организаторы выставки тактично умалчивают...


— Не стоит привлекать злоумышленников, — замечает генеральный куратор выставки «Нормандия в живописи» Аллен Тапье. — К тому же реальная ценность этой коллекции в разы превосходит ее денежную стоимость.


И вслед за этим дает свои советы, как надо рассматривать эти холсты:


— Художники стремились в Нормандию не просто писать картины, а чтобы увидеть это море, небо, землю и впустить их в полотно. Когда вы будете смотреть на холст с изображением фермы Сен–Симеон, где они жили, приезжая сюда, уверен, почувствуете, что они жили там в действительности и там же делились секретами своего мастерства... Возможно, вы даже обнаружите, что уродливые холмы по–настоящему прекрасны, а чудесные дамы, гуляющие по побережью, зачастую только кажутся таковыми... Каждое полотно — это настоящий роман!


Не все художники, стремившиеся в Нормандию в середине XIX века в поисках вдохновения и новых способов фиксировать его на холсте, стали знаменитыми. Однако их полотна занимают здесь не менее почетное место.


— Еще недавно «Этрета» Клода Моне не представляла большой коммерческой ценности, в большинстве своем коллекционеры предпочитают его более поздние работы, — откровенничает президент коллекции «Нормандия в живописи» Аллен Турре. — В результате нам повезло заполучить один из красивейших пейзажей Моне... Даже не представляете, сколько разрешений мне понадобилось теперь получить, чтобы вывезти его за пределы Франции!


* * *


В эти же дни в галерее «Университет культуры» открылась выставка, также претендующая на событие. Пусть не такое яркое и значительное, но все же... Выставка граффити. Во время которой даже прошел семинар, где наши художники, искусствоведы и все, кому небезразлична эта тема, попытались выяснить, закрепить ли за граффити статус хулиганства или все же признать его одним из видов современного искусства.


— По большому счету, то, что сейчас выставлено у нас в галерее, — уже не совсем граффити, — полагает директор галереи Денис Барсуков. — Наши произведения однозначно ближе к искусству... Лично для себя я разделяю это явление на граффити–культуру, этакое первобытно–стихийное творчество, посредством которого безъязыкая улица выражает себя. Бороться с этим одинаково сложно и у нас, и по всей Европе... Но одновременно среди граффити–художников немало по–настоящему талантливых людей, причем зачастую — даже со специальным художественным образованием, которые вполне могли бы претендовать на свое место в современном арт–пространстве.


«Адреналинозависимость» от ночных проникновений в метро с целью разрисовать вагон или оставить свой автограф в другом, малоподходящем для подобных «украшений» месте эти люди уже преодолели. И теперь стремятся направить свое увлечение в мирное русло, доказать, что граффити может стать украшением без каких бы то ни было кавычек.


— По–моему, чудесная идея — расписывать граффити заброшенные фабрики или недостроенные здания, — считает организатор выставки, студент факультета международных отношений БГУ Андрей Янковец. — За рубежом в таких руинах часто даже устанавливают лампочки, и граффитчики создают там настоящие живые галереи...


Нынче в Барселоне даже серьезные офисы отдают свои стены под граффити, по окончании этих своеобразных выставок замазывая их слоем белил. В Мадриде разрисовывают подземные паркинги... Предполагается, что скоро и у нас начнет курсировать электричка, расписанная граффитчиками. Еще есть идея использовать их нестандартные дизайны при обновлении станции «Молодежная» в Минском метро... Так или иначе, но настоящее искусство всегда докажет свое право на существование. В свое время даже импрессионистам пришлось этого добиваться...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter