О стереотипах старости

Бывает, что человека публично называют мудрым. На деле это означает только одно: следующей фразой по отношению к нему станет сакраментальное «с глубоким прискорбием сообщаем...» Вообще говоря, любой мудрый человек предпочел бы, чтобы его называли подающим надежды, встающим на крыло, в крайнем случае — нашей сменой. Да и что такое мудрость, разве она обязательно связана с возрастом?

У Аркадия Аверченко есть рассказ о том, как шалопай и пьяница, телеграфист такой–то нашел на путях кокарду, нацепил на картуз, одолжил рубль на тарантас и поехал в ближайшую деревню собирать деньги на «государственное дело». Мужики собрались, подумали, и самый старый сказал, что надо платить. Как пишет писатель, решил это «седой как лунь и дурной как пень». Мудрость — не синоним старости. Согласно исследованиям, особенность старости заключается не в мудрости, а в недостатке психического и физического здоровья, в жизненном кризисе, в потере связи с коллективным бессознательным и, наконец, в смерти. Но образ мудрого старца есть защитный механизм против старости.

Часто апеллируют к опыту уходящего поколения. Но мы хорошо знаем и иное: никакой опыт не позволил вступающим в жизнь поколениям избежать ошибок прошлого. Как воевали, так и воюем. Как обманывали, лицемерили, делали что–то достойное, так и будем продолжать это делать. Как наступали на грабли, так и продолжаем наступать. Мама и папа всем нам говорили: делай то и не делай этого. Мы старались по мере сил. А потом поглядывали на дедов, которые, как правило, молчали, и понимали — дед молчит не потому, что нечего сказать, а потому, что знает: что бы он ни говорил, внук вырастет и сделает по–своему.

Вот есть такой хороший фильм «Покровские ворота», где нам демонстрируется ностальгия по Москве 50–х годов. Вот ее, эту Москву, разрушают, сносят целые кварталы, люди переезжают в новые дома, и это неизбежный процесс. Мы все время обрываем социальные связи, рушим прошлое, и вопросы мотивов здесь второстепенны, не о них речь. Речь о том, что жизнь со временем все равно будет иной и никакая мудрость не остановит процесс появления нового. Банальность? Но тогда почему мы столь внимательны к традициям, почему — и справедливо — говорим о важности преемственности поколений? Да потому, что в жизни ушедших поколений — оправдание нашего собственного существования. Это дает нам уверенность в том, что и наше существование не станет бесцельным и бессмысленным, и мудрость здесь ни при чем. Не зря говорят о ребенке, говорящем истины.

Нынче в сети стало модным демонстрировать хорошую форму пожилых людей (тех, очевидно, у кого она есть). Восьмидесятилетние леди демонстрируют «кирпичики» мышц своего живота. Девяностолетние аксакалы бегают марафон и утверждают, что будут бегать и дальше. Как относиться к таким людям? Так, как Сталин в свое время отреагировал на многочисленные сообщения о прелюбодеяниях одного из своих славных маршалов: завидовать будем, сказал он. И мы будем завидовать людям, сохранившим прекрасную физическую форму. Однако всем понятно и иное: это все же исключения, с возрастом атакуют болезни, от этого никуда не деться, и забота о пожилых людях, их здоровье — важнейшая задача социума. И когда втолковывают, что надо брать пример с леди Икс и сэра Игрек, летящих с горы на велосипеде, мысли все же несколько об ином: оперативности, доступности медицинских услуг у тебя в районе, городе, профессионализме врачей, душевном спокойствии, благополучии детей и иных приземленных вещах.

Мудрые, всезнающие старцы — это, конечно, миф. Освободившись от этого мифа, стареющий человек освободит себя от обременительной ответственности. От него не будут ждать откровений, умопомрачительных историй о молодечестве, ему не надо будет ни с кем соперничать. Ему можно просто жить, любоваться звездами и осенней красотой, а не притязать на некие философские и политические высоты. На первый план выйдут присущие многим наивность и простодушие, и кто сказал, что это недостойные человека категории?

У Ильфа и Петрова есть сюжет в одном из романов, где говорится, как с железнодорожного вокзала отправляется поезд на завершение строительства новой магистрали. Ехали семьями, из окон вагонов показывали дедушкам и бабушкам лепечущих младенцев, но в глазах стариков (цитирую по памяти) «не отражалось ничего, кроме боязни сквозняков». Это, конечно, тоже перебор. И пожилые люди бывают разные, и цели перед собой ставят нестереотипные. Но факт: не надо ставить перед стариками такие задачи, которые они не смогут решить. Не надо наделять их чертами, которые не присущи этому возрасту. Мудрыми могут быть все, тут, как говорится, все зависит от того, поцеловал ли тебя в темечко господь бог. А стариков прежде всего надо любить. Как любят детей. По сути, это одно и то же.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter