Интервью с директором и ведущим научным сотрудником НАРБ к 100-летию БССР

О ССРБ архивы знают все

Создание нашей республики и малоизвестные страницы ее истории – из уст специалистов Национального архива
Без малого 27 лет мы живем не в БССР. За эти годы выросло новое поколение, имеющее слабое представление о том, как и где формировалась одна из пятнадцати союзных сестер и что значила эта страна для белорусов. На этой почве в обществе появлялись и до сих пор муссируются самые разные мифы, предположения. В преддверии образования БССР, столетие которого будет отмечаться 1 января 2019 года, «Сельская газета» начинает публикацию цикла материалов, посвященных этой тематике. Начнем с того, что вместе с директором Национального архива Республики Беларусь Андреем ДЕМЯНЮКОМ и ведущим научным сотрудником, кандидатом исторических наук, доцентом, заведующим кафедрой истории Беларуси и славянских народов БГПУ имени Максима Танка Анатолием ВЕЛИКИМ полистаем страницы документов, касающихся становления белорусской государственности, прямо в святая святых – хранилище архива.

Андрей ДЕМЯНЮК.
Анатолий ВЕЛИКИЙ.
– Уважаемые собеседники, фонд представляет огромную ценность не только для нашей страны. Каким образом и насколько, несмотря на тяжелые условия Великой Отечественной войны, его удалось сберечь?

А. Демянюк: – В архиве хранятся все основные документы по истории образования БССР. Самые первые из них касаются VI Северо-Западной областной конференции РКП(б), которая с 29—30 декабря 1918 года конституировала себя как I съезд Компартии Беларуси. А он, в свою очередь, в ночь с 31 декабря на 1 января провозгласил создание ССРБ. И все документы, касающиеся этого момента, сохранились с того времени у нас в стопроцентном количестве. Стенограммы съезда показывают подробные обсуждения этого важнейшего для Беларуси и белорусского народа вопроса: каким образом и кто войдет в состав правительства новой республики, на какой основе будет строиться ССРБ, разработка Конституции вновь провозглашенной республики, какая ее будущность. Документы архива отражают и все дальнейшие процессы, связанные с белорусской государственностью на советской основе. Общеизвестный факт, что ССРБ провозгласили в Смоленске, так как в это время шла советско-польская война и наша территория находилась под оккупацией. Название БССР прочно закрепилось лишь после второго провозглашения 30 июля 1920 года, и до 1991-го нашу страну все ассоциируют именно с этой аббревиатурой. Хранящиеся в архиве документальные материалы отражают важнейшие этапы становления и развития белорусской государственности: территориальное укрупнение БССР в 1924 и 1926 годы, политику белорусизации, осуществление индустриализации и коллективизации, развитие культуры и науки, проведение «коренизации», приведшей к созданию национальной партийно-советской, государственной, творческой элиты, и многое другое. Эти материалы сохранились благодаря тому, что партархив в первые дни войны успели эвакуировать из Могилева в Подмосковье, где он хранился всю войну и только в послевоенное время вернулся в республику. Особенностью этого комплекса документов является то, что они не имеют срока давности. Это значит, что в архиве они будут храниться вечно. Поистине это национальное историческое достояние и наследие нашего народа, нашей истории.

– Все документы и факты, касающиеся БССР, уже рассекречены и стали общеизвестными?

А. Великий: – Практически да. И опубликованы, и прокомментированы, так как это касается вопросов национально-государственного строительства. Новых и прорывных моментов здесь нет. Единственное, на что хочется обратить внимание, что только 1919 годом процесс нациогосударственного строительства не завершился. Период с 1 января по 2 февраля 1919 года Янка Купала назвал «медовым месяцем белорусской государственности», так как, даже не успев насладиться самостоятельностью, по решению Москвы было создано буферное государство ЛитБел, которое возглавил литовский коммунист Винцас Мицкявичус-Капсукас. Новый этап начался с 30 июля 1920 года, когда была вторично провозглашена БССР, однако… в составе шести поветов бывшей Минской губернии, насчитывающей порядка полутора миллионов человек. Необходимо отдать должное председателю ЦИК БССР Александру Червякову, который настойчиво и последовательно настаивал на укрупнении Беларуси. По его мнению, БССР как территориально-административная единица, как республика не могла существовать в данных географических границах. Не может развиваться ни в общественно-политическом, ни в социально-экономическом, ни в культурном направлениях. Важнейший этап для БССР – первое и второе укрупненич 1924 и 1926 годов. Но почему-то не принято говорить о третьем – 1939 года. 17 сентября началась военно-политическая кампания Красной Армии на территорию Западной Беларуси. Воссоединение, а соответственно и укрупнение произошло позже. С 28 по 30 сентября в Белостоке состоялось народное собрание, которое обратилось с ходатайством в Верховные Советы БССР и СССР с просьбой принять Западную Беларусь в их состав. И пятая внеочередная сессия Верховного Совета СССР 2 ноября 1939 года приняла закон, а 14 ноября его приняла и третья верховная сессия БССР. В международном масштабе факт воссоединения был признан в 1945 году после вступления республики в ООН.

Оригинальные документы, гласящие о создании ССРБ.


Есть один момент, о котором ранее не упоминалось. Укрупнение, особенно 1924 года, встретило значительное противодействие со стороны отдельных членов Политбюро ЦК ВКП(б). Категорически против передачи части территории РСФСР в состав БССР был «всесоюзный староста» – Михаил Калинин – председатель Центрального исполнительного комитета СССР. В нашем архиве хранятся документы, из которых следует, что на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) ходатайство Александра Червякова об укрупнении БССР в 1924 году поддержали лишь Алексей Рыков, Лев Троцкий и Иосиф Сталин. Было сопротивление и со стороны некоторых представителей местного населения и коммунистов, или, я бы даже сказал, не белорусов, а «пришлого бедовского люда». Если быть откровенными, то отцами-основателями белорусской государственности являются Ленин и Сталин. И об этом нужно писать, чтобы там ни говорили. Решающую роль сыграли именно они. Белорусов как нарком по национальным делам поддержал Сталин. Как угодно можно к нему относиться, но в данном случае это очевидный факт. Стенограммы доказывают, что он лично обсуждал все вопросы, вплоть до персонального состава членов первого рабоче-крестьянского правительства, которое возглавил Дмитрий Жилунович.

– Что для белорусов означал факт создания государства?

А. Великий: – Впервые они получили самостоятельность именно на этой территории, а также потенциальное право развиваться и строить свою государственность на советской основе. Институты государственности, Конституция БССР, разработка и кодификация республиканского законодательства – это, как и многое другое, как раз и свидетельствовало о становлении, развитии и совершенствовании белорусской государственности, воплощением которого стала БССР. Вспомним Полоцкое княжество, ВКЛ, Российскую империю… Такой возможности раньше не было.  

– Существует миф, что БССР создавали как марионеточное государство.

 А. Великий: – Естественно, после образования СССР в декабре 1922 года главные решения принимала Москва. Часть важнейших полномочий, характеризующих суверенность республики – военная сфера, финансы, международная деятельность и ряд других были переданы Центру. Тем не менее, повторюсь, атрибуты государственности у БССР были – территория, Конституция, высшие органы государственной власти и управления, государственный язык. Поэтому говорить о марионеточном государстве не приходится. В то время коммунисты нашли только такую формулировку и выход. Конституционно у Беларуси, как и у других союзных республик, было право выхода из состава СССР, но оно не означало, что им могли воспользоваться. Начиная с периода индустриализации многие белорусские предприятия выпускали свою продукцию под маркой «Сделано в СССР». Мы стали индустриально-аграрной страной в его составе. Нам и давали многое, но не меньше и забирали…

– Несмотря на то, что многое исследовано и изучено, есть над чем сейчас работать историкам?

А. Великий: – Безусловно. Проблема национально-государственного строительства одна из самых сложных. На каждом конкретном этапе исторического развития нашей страны были свои особенности, противоречия и сложности. Например, сейчас в отечественной историографии не оспаривается вывод о том, что «не было бы Белорусской Народной Республики, не было бы и БССР». В этом направлении еще предстоит много изучить, проанализировать и, возможно, даже переосмыслить. На мой взгляд, необходимо дальнейшее изучение такого феномена, как белорусские национал-коммунисты, к которым принадлежал и уже упомянутый Александр Червяков, и их роль в создании БССР, выкристаллизовывании идеи белорусской государственности и участие в ее осуществлении. Перспективно изучение персональных судеб многих известных общественно-политических, государственных деятелей. История не есть нечто абстрактное. Ее создают вполне конкретные люди, свидетели и творцы создания БССР. Нет глубокого исследования проблемы взаимоотношений Центр – республика, которая была не такой упрощенной, как ее представляли и представляют сейчас.

chasovitina@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter