Александр Лукашенко о социальной политике РБ

Выступление Президента при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию

О социальной политике
О социальной политике

Основная цель социальной политики государства — благосостояние народа, повышение уровня и качества его жизни. Забота о людях разных поколений, реализация принципа социальной справедливости, внимание к человеку — это главное для органов власти. Вы знаете, у нас иногда и я грешу этим, но Правительство очень тонко это почувствовало. И все говорят, вот у нас народ избалован. Да, немножко где–то мы избаловали народ. Но это ведь наша заслуга. Мы себе в заслугу это должны поставить, что мы поддерживаем свой народ. Но тут под это начали — пусть народ сам за это отвечает, пусть народ там плавает или тонет, пусть народ что хочет, то и делает. Это не наша политика и с такими идеологами нам не по пути. Цель нашего государства и власти — это народ. Мы все эти гайки, болты, оглобли, плуги, картошку и прочее сажаем, создаем ради человека. Это все очень просто, это очень просто, все завтра будем на пенсии и жить с пенсии. Не будет черных портфелей, черных автомобилей. И надо помнить — рано или поздно мы окажемся обычными простыми людьми. Поэтому это надо помнить хотя бы лично и создавать нормальное государство для народа. Вот простая формула и простая математика.

Хочу подчеркнуть, что, несмотря на нынешние непростые условия, бюджет 2015 года, как и в предыдущие, сохраняет социальную направленность. Это важный фактор обеспечения согласия в обществе и стабильности государства.

Надо отметить, что Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. И за последнее время поднялась в соответствующем мировом рейтинге с 58–го на 53–е место среди почти 200 государств. Однако нельзя останавливаться на достигнутом.

В социальной сфере важнейшими задачами являются следующие.


Демография и поддержка семей.

Надо закрепить положительные демографические процессы. С 2013 года у нас отмечается прирост населения.

Нам удалось практически сжать «демографические ножницы», сократив почти в 4 раза естественную убыль населения за счет увеличения рождаемости, продолжительности жизни людей и снижения смертности. А вспомните, буквально 10 лет назад на нашей с вами памяти аналитики разных мастей, разных стран и наши доморощенные прогнозировали, что численность населения к 2015 году уменьшится до 8.300 — 8,5 миллиона человек. Мы сегодня перевалили за 9 с половиной. И тенденцию дай бог сохранить, и при нашей жизни мы достигнем тех 10 миллионов, о которых никто не говорил. (Аплодисменты.)

Такие результаты были достигнуты благодаря развитию здравоохранения. Я не хочу даже об этом говорить. Два часа можно рассказывать по здравоохранению. Там полная создана система — система ФАПов, участковых больниц, районных больниц, областных, центров республиканских и так далее, и расписали, что в каждой больнице должен уметь делать врач. Если не умеешь — смотри наверх, вези туда. Там не делают — в республиканский центр. Сделают все, что надо. Если смогли одновременно пересадить сердце, легкие... Человек до сих пор живет, слава тебе господи.

Умеют делать все! А казалось, что этого не можем.

Космос — это только избранные. Операцию делать какую–то, которые в мире делают, тоже — мы это не можем. Атомная станция? Да господь с вами, это не наше — это будущий век.

Оказывается, белорусы все умеют делать! На той же атомной станции по факту двух лет 85 процентов всех работ делают белорусы! И россияне, которые, надо отдать должное, хотят создать и показать миру образцовую станцию, сказали: «Она будет в Беларуси!» И никаких претензий ни Семашко, ни рабочим! Говорят: «Это суперспециалисты, которые умеют делать все и которые никогда не строили атомные станции!» У контролеров из России, МАГАТЭ нет никаких вопросов к нашим людям. Значит, мы это умеем делать.

Сегодня наши космические предприятия, работающие на космос, завалены заказами. Они не просят, когда я к ним приехал, денег, они просят землю: «Дайте землю. Мы хотим новый завод построить и прочее». Ну приятно слушать людей!

Точно так и в здравоохранении. Я вам приводил пример, когда бывшему руководителю Моссад в Израиле надо было сделать операцию, американцы, французы и прочие во всем мире отказались. 67 лет. Помрет. Не имеем права. Законы запрещают. Звонят мне: «Александр Григорьевич, что будем делать?» Я говорю: «Спасать человека будем! Предупредите семью. Мы тоже ничего не гарантируем». Живет. 10 лет живет!

Значит, умеем делать! Надо только смелее. Не по–белорусски — всe боимся, боимся, боком уходим от проблем. Надо идти навстречу этим проблемам. Надо от старшего брата вот этому научиться! Они умеют: знают не знают, но идут! (Аплодисменты.)

Существенно повышены у нас размеры семейных пособий. Созданы равные условия для всех категорий семей, их поддержка усиливается с рождением каждого последующего ребенка. Это и впредь будет оставаться национальным приоритетом.

На его реализацию и направлен указ о введении «семейного капитала».

Крепкая семья, в которой воспитываются как минимум трое детей, должна стать общественным идеалом, социальной нормой. Как минимум, я сказал, трое. Все женщины–депутаты, которые не имеют троих детей, до конца срока подумайте, как вы рожать будете...

Дети должны быть, чтобы ты был человеком. Нет детей — не человек. Бывает человек больной, еще что–то. Так у нас в детских домах еще не всех разобрали. Мало, конечно, уже осталось. У нас тех детских домов (тоже можно долго говорить, программу приняли) совсем немного осталось, но еще есть. Больше всего иностранцы уже стремятся, в очереди стоят в эти детские дома. Ну молодцы, конечно, и белорусы. Не могу обидеться. Деток из детских домов берут, вот таким и жилье не жалко строить. Надо дом ему? Он берет 7 — 10 человек. У нас программа принята. Пусть ему на память остается этот дом, но он 10 человек вырастит.

Молодежная политика.

2015 год объявлен Годом молодежи. Это вызвано тем, что в современных условиях повышается роль молодежи в развитии страны. Широкие возможности и энергия молодежи должны быть направлены на благо общества.

Нам удалось достичь заметного улучшения социально–экономического положения молодого поколения. Значительно вырос его образовательный уровень.

Очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам — правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины.

Стержнем молодежной политики должно быть воспитание активной гражданской позиции, формирование высоких моральных качеств и культуры у молодого поколения.

Подчеркиваю: сторонних наблюдателей в этом важном процессе не должно быть! Молодежные организации, система образования, наука, культура и искусство, трудовые коллективы и органы власти — все должно быть пронизано воспитательными функциями.

Всему нашему обществу надо более широко привлекать молодежь в разные сферы деятельности, развивать ее творческий потенциал.

Мы должны добиться того, чтобы каждый молодой человек, живущий в Беларуси, был уверен, что он нужен своей стране, что именно здесь сможет реализовать свои планы.

Государство не оставляет без внимания пожилых людей, которые внесли свой вклад в развитие страны и вышли на заслуженный отдых. Доля граждан, достигших пенсионного возраста, в республике сегодня составляет 22 процента (2,1 миллиона человек), а к 2020 году данный показатель приблизится к 27 процентам, если всe сохранится, как сегодня. Прямо скажу, что обеспечивать финансовую устойчивость пенсионной системы с каждым годом становится сложнее.

Как и ранее, рост пенсионных выплат будет зависеть от роста заработной платы в экономике и возможностей государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Обязанность государства — сохранить соотношение пенсий по возрасту и средней заработной платы на уровне не менее 40 процентов, как это принято во всeм мире.

Также важная задача — активный поиск новых решений по жизнеустройству нетрудоспособных граждан. Местные органы должны развивать географию таких форм работы, как дома самостоятельного и сезонного проживания, приемные, гостевые, патронатные семьи для пожилых граждан.

Лично Косинцу, Главе Администрации Президента, задача: проверьте, как реализуется мое поручение.

Мы выезжали, по–моему, в свое время в Могилевскую область и показывали, как надо сохранять и обеспечивать стариков. Помните, ходили по деревням, определялись, куда их определять, когда он захочет зиму перезимовать, возвращать их домой... Ни один старик в стране не должен быть брошенным, ни один, даже если у него на Колыме где–то живут дети и они о нем забыли. Дети и старики — лицо любого государства. Если мы нормально относимся к детям и старикам, значит, мы нормальное государство.

Никто нас не может ни в демократии, ни в тоталитаризме, ни в чем упрекнуть. Потому что мы заботимся о будущем и заботимся о тех, кто создал нашу страну. (Аплодисменты.)

В числе приоритетных направлений — реализация с 2014 года механизма государственного социального заказа.

Необходимо активизировать данную работу, что позволит привлечь в систему социального обслуживания дополнительные материальные и человеческие ресурсы.

Задачей всех ветвей государственной власти остается формирование комфортной среды для людей с ограниченными возможностями, создание условий для их полноценной и интересной жизни, вовлечение в общественные дела. Поручаю Правительству разработать Государственную программу «Социальная интеграция инвалидов, граждан пожилого возраста и физически ослабленных лиц на предстоящую пятилетку».

Что касается социального иждивенчества, то здесь надо подходить продуманно и с учетом всех возникающих вопросов.

Большинство граждан исполняет свою конституционную обязанность, работает и платит налоги. У нас нет никаких к таким людям претензий. Однако некоторая часть трудоспособных людей не принимает участия в финансировании государственных расходов. При этом социальными благами пользуются все на равных. С точки зрения большинства людей такой подход несправедлив.

В целях обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей по моему поручению разработан и уже принят Декрет «О предупреждении социального иждивенчества».

Много критики. Я боюсь, иногда не очень глубоко погружен в отдельные критические замечания, но боюсь, мы чего–то там недоработали. Я уже поручил Администрации, я прошу разработчиков, прежде всего вникните в каждое замечание, даже если наши шарлатаны от политики высказывают какие–то замечания, все равно вы их изучайте. Изучайте, посмотрите, чтобы мы не обидели нормального человека.

Вот я был в чернобыльской зоне в воскресенье. Начинаем с сыроделами разговаривать.

И вот эти сыроделы подняли вопрос об иждивенчестве. Я говорю: «Да нет, ни в коем случае. То, что они делают сыр, какие они тунеядцы? Они делают, продают».

И желательно, я же прямо там сказал, чтобы вся семья: и молодые люди, и дети этим занимались. Они не тунеядцы. Но коль депутат подняла этот вопрос, у меня сердце екнуло. Думаю, неужели наш декрет дошел до того, что этих людей записали в тунеядцы? Смотрите. Мы не должны допустить ни одной ошибки. Ибо благое дело похороним.


Охрана здоровья, развитие физкультуры и спорта.

Особое внимание по–прежнему уделяется созданию условий для продолжительной, здоровой, активной и творческой жизни людей.

Как показывают мировые рейтинги, по уровню развития здравоохранения наша страна занимает передовые позиции. Обеспечена максимальная доступность современной медицины для всех слоев населения. В столице, регионах созданы медицинские центры разных профилей. По последнему слову техники, я уже говорил, оснащены больницы, модернизируются поликлиники.

Насыщение внутреннего рынка качественными лекарствами отечественного производства рассматривается как одна из важнейших задач. К концу года мы доведем долю отечественных лекарств как минимум до 50 процентов в стоимостном выражении.

Однако вызывает тревогу тот факт, что у многих граждан сохраняется пренебрежительное отношение к собственному здоровью. Ну потому что оно ничего не стоит. Можно прийти в поликлинику, отсидеть полдня, получить консультацию, пролечиться. По большому счету, большие деньги, как это на Западе, никто не платит за то, чтобы лечиться. А там люди дорожат этим. Много лет назад я был во Франции и как обычно пошел на зарядку в Булонский лес. И начали с людьми, которые занимаются спортом, там разговаривать. И затронули эту тему. И обычные французы, и уже состоятельные. Я говорю: ну что вы, занимаетесь спортом? Как муравьи, бегаете по этому лесу? Почему? Не дай бог заболел — придется раскошелиться. А у нас что? Ну пролежал на диване, еще и пива заглотил пару литров. Ну и ничего. Назавтра поднялся, живот до колена, дышать тяжело. Какая работа? Он половину дня отходит только. Заболел — ну таблетки недорого Жарко (министр здравоохранения. — Прим. ред.) продает. Я его каждый день по стойке «смирно» ставлю за эту цену. Ничего ж не стоит здоровье. Конечно, мы платную медицину завтра не введем. Ну надо как–то идеологически приобщать к этому людей. Правда, есть и хорошие подвижки. Часто еду, особенно вот по весне, вы знаете вдоль Логойской трассы есть велодорожка, она, по–моему, по старой памяти от Минска почти 17 км до Раубичей. И молодежь, и парами, и по трое, и по пятеро на велосипедах. Правда, мало производим в стране велосипедов. Но потребление выросло значительно. Они едут туда — назад, кто–то с большой скоростью. Некоторые пару центнеров уже веса достигли, слабее крутят педали, но крутят. Возьмите эти велодорожки, которые с Ладутько построили в Минске. Они сегодня все загружены. Даже глава нашей католической церкви с большим удовольствием не только в мини–футбол играет, но и на велосипеде ездит по этой велодорожке. Это хороший пример. Хотите быть здоровыми, крутите педали. Если вы хотите быть здоровыми. Никакие таблетки не помогут. У нас вот эта физическая массовая культура находится еще на низком уровне. Ну, скажем так, на недостаточном уровне. Поэтому физкультурой и спортом надо заниматься. В регионах страны вводятся современные спортивные объекты, развернута широкомасштабная работа по укреплению их материальной базы. Развивается отечественная физкультурно–спортивная индустрия.

Мы по праву гордимся победами отдельных наших спортсменов на Олимпийских играх, в других престижных чемпионатах. Хотя в игровых видах спорта, вы видите, что происходит. Спорт — это дух нации, и его надо всячески поддерживать на высочайшем уровне.

Вместе с тем сегодня нельзя не видеть и серьезных опасностей для здорового образа жизни, с которыми сталкивается современное общество. Такие беды, как наркомания, не наше изобретение, алкоголизм — наше, мы с русскими тут от одного древа растем. Курение не только наносит вред здоровью людей, но и представляет угрозу генофонду нации. Их необходимо решительно искоренять во имя благополучия нашего народа. Опасность в том, что контингент, потребляющий наркотики, молодеет, в него входят школьники, учащиеся профтехучилищ, студенты вузов. Надо всем от преподавателя до милиционера каленым железом вырубать и выжигать эту заразу.

В первую очередь общество должно быть нетерпимо к распространителям наркотиков. К тем, кто на слабости людей и потере здоровья делает деньги.

Еще более массовая проблема — алкоголизм. Беларусь относится к группе стран с высоким уровнем потребления алкоголя. Лицами в нетрезвом состоянии совершается почти 40 процентов всех преступлений, они — частые виновники дорожно–транспортных происшествий.

Назрела необходимость разработки и принятия законодательных актов по психосоциальной реабилитации граждан, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, применению к ним принудительных мер лечения, и только трудотерапией. А не то, что мы опять создадим больницы. Кого привяжем, кого положим, и будем за ними бегать и лечить их. Трудотерапия. Подумайте вместе с МВД, как мы это будем делать. Я думаю, что для алкаша самое лучшее — это воспитание трудом.

Требуют урегулирования и вопросы размещения социальной рекламы в местах реализации алкогольных напитков и пива. Ну мне предлагают, что надо рассмотреть вопрос об ограничении возраста покупателей алкогольных напитков. Ну ограничим, но вряд ли это даст эффект. У нас же доброжелателей много. Пойдет купит через кого–то. Вот то, что я сказал, это не имеет ничего к тому, чему учит наш министр здравоохранения. Что каждый в среднем в день должен выпивать бокал красного вина или 70 — 100 граммов водки, мы это публично нигде не говорим, но для сердечно–сосудистой системы это, говорят, вполне нормально. Ну так это же бокал красного сухого вина, от которого просто настроение на 2 часа поднимается. Нет, ну так нам же надо, ну как же мы можем... Если мы сто граммов за шиворот забросили, то обязательно литр следующий. И мы вывернем карманы не только свои, у жены, у друзей, у родственников, но обязательно напьемся. Поэтому вы не путайте то, что я сказал вначале, и вот то, что я сейчас говорю.

Совершенствование образования.

Ведущую роль в повышении качества человеческого потенциала играет система образования. В орбиту ее деятельности прямо или косвенно включено практически все население страны. Повсеместно созданы условия для получения общего среднего образования.

Вместе с тем не решен вопрос обеспечения шаговой доступности учреждений дошкольного образования в микрорайонах и так далее и тому подобное. Надо посмотреть. Там, где нужно, облисполкомы и Минский горисполком эту проблему должны решить.

Да вроде в Минске у нас, в том числе, хватает детских садов, но если с Каменной Горки в Уручье надо везти ребенка в детский сад, так зачем такой детский сад этим родителям.

Детский сад должен быть рядом. Ребенка отдал и пошел трудиться. Поэтому надо посмотреть, где–то что–то продать, а где–то что–то построить. Об этом надо подумать, особенно в центре. В центре у нас народ живет, как его раньше называли, в пыжиковых шапках, сейчас уже и подороже. Он уже рожать не будет. Им, может быть, и не надо эти детские сады. Надо их перепрофилировать, а деньги направить туда, куда надо.

На расходы в сфере образования ежегодно выделяются огромные бюджетные средства. Необходимо, чтобы они расходовались с максимальной пользой. Как показывает практика, сейчас у нас избыток кадров определенных специальностей и в то же время в различных вузах функционирует множество дублирующих факультетов. Нам нужно не количество, а мировой уровень учебных заведений, который бы давал мировой уровень знаний.

Министерству образования необходимо детально проработать эти вопросы и внести конкретные предложения по дальнейшей оптимизации сети учреждений образования.

Интеграция образования и науки — веление времени. Задача состоит в том, чтобы готовить специалистов не только для народного хозяйства, но и для научных учреждений. Нельзя забывать, что в современном мире решающее значение имеют инновации. Первую скрипку здесь играют научные разработки и их внедрение в практику.

Академическую, отраслевую и вузовскую науку мы ориентируем на решение актуальных задач, стоящих перед страной. Для нас особенно важны научно–технические, аграрные и медицинские направления, разработки по которым востребованы экономикой.

Более активной роли в формировании патриотического мировоззрения людей, развитии интеллектуального и творческого потенциала нации мы ждем от гуманитарных наук. Идейная основа общества и государства должна быть основательной и прочной!

Национальная культура и искусство.

В культуру вложены немалые средства на возрождение и восстановление ряда объектов.

Однако мы еще недостаточно используем потенциал нашей культуры в формировании положительного имиджа страны на международной арене. Нам необходимы, очень нужны высокого уровня литература, живопись, спектакли, кинофильмы, где была бы талантливо показана жизнь нашего молодого суверенного государства. Ведь сегодня так не хватает произведений, формирующих и поддерживающих духовные ценности нашего народа, которые объединяют людей, ограждают их от лжи, аморальности и бескультурья. Мы вкладываем большие деньги в молодые таланты и в творческих людей, имеющих достаточный опыт. Но желаемой отдачи пока нет.

Я вот знаете, и вы, наверное, смотрите российские каналы, они столько создали легких, простеньких в последнее время фильмов. Не знаю, дело вкуса, «Ленинград–46» и так далее. Я специально попросил (уже признаюсь), когда только этот фильм сделали, чтобы мне прислали (не вышел на экраны), чтобы я посмотрел. Мне понравился этот фильм. Даже тот же фильм на НТВ, по–моему, «Лесник» идет. Они новые серии начали делать. Но это же простенькие фильмы. Я смотрю, почти половина их снимается здесь, в Минске. Изучаю по российскому телевидению все предместья и закоулки Минска, которые Ладутько даже не посещал в свое время. «Беларусьфильм» восстановили. Столько денег вложили. Мы что, не можем создать такие фильмы? Их же с удовольствием будут смотреть люди. И мы готовы их поддержать. 

Сегодня народу надоела эта бойня, всe это надоело, эта напряженка, люди хотят простых песен, простых фильмов, идущих от жизни. Люди жизнь забыли. У нас министр культуры, как мышь под веником, и все, кто с ним рядом. Нам фильмы надо, нормальные фильмы нужны. Всe, что касается культуры (песни, сказки и прочее), нам надо это создавать. Хорошо, что россияне это делают. Это не чужие нам фильмы, но и мы должны какой–то вклад в это вносить.

Есть у меня пожелания и к средствам массовой информации. Надо больше уделять внимания тем художественным произведениям, которые входят в сокровищницу общеевропейской мировой культуры и искусства.

Кстати, вот эти фильмы зачастую делаются за деньги НТВ, ОРТ, РТР. У нас, к сожалению, некоторые кадры, Александр Николаевич (Косинец. — Прим. ред.), в СМИ засиделись. Хоть они все мои, можно сказать, как их называют, приближенные друзья, засиделись. Работать не хотят. Более того, я получаю и более печальные факты, связанные с деятельностью руководства основных средств массовой информации. Разберитесь.

Комплексное решение задач в социально–культурной сфере должно быть нацелено на формирование трудолюбивой, образованной, культурной и здоровой нации. Это залог благополучия страны как сегодня, так и в будущем.

Внутренняя, внешняя обстановка вокруг Беларуси настоятельно требует активизации идеологической работы.

В нынешних условиях особую ценность приобретают оперативная и достоверная информация, откровенный разговор идеологического актива с людьми.

В современном мире, где роль и влияние СМИ постоянно нарастают, непозволительной роскошью для любого государства является недооценка их влияния на общество.

Беларуси не удастся остаться в стороне от этих глобальных процессов. Мы вынуждены по–новому взглянуть на существующую систему защиты своего информационного пространства. Она должна быть гибкой, отвечать всем требованиям времени.

Первоочередная задача — оградить граждан от использования в отношении их манипуляционных технологий, не нарушив при этом конституционного права на получение информации.

Одновременно необходимо повышать роль СМИ в формировании позитивного имиджа нашего государства на мировой арене. В этом вопросе у нас долгое время были существенные недоработки, и их необходимо устранять.

О кадровой политике и работе с населением

Сразу хочу подчеркнуть: ключевое выражение «Кадры решают все» и сегодня не утрачивает своей актуальности и не утратит никогда.

Одной из важнейших задач является укрепление кадрового состава государственного аппарата. К госслужбе необходимо привлекать лучших профессионалов. Там должны работать те, кто получил современное образование, знает и понимает глобальный мир, обладает опытом работы на зарубежных рынках.

Сегодня за профессионалов идет борьба. Их переманивают и перекупают. И если мы не создадим достойные условия для работы управленцев, то лучшие к нам просто не придут.

Терять профессионалов мы больше не можем, иначе проиграем в конкурентной борьбе зарубежным странам.

В ближайшее время вносите окончательные проекты решений по оптимизации госаппарата, а также по статусу государственного служащего.

Что я имею в виду. У нас самый, наверное, малый на постсоветском, да и в мире, государственный аппарат. Я с этим могу согласиться. Но он для нас избыточен. При нашей дисциплине, ответственности можно за что–то критиковать, но, тем не менее, он избыточный. Определитесь. Сколько у нас оптимально должно быть госслужащих? И еще на 10 процентов сократитесь. И мы достойную зарплату оставшимся дадим и статус государственного служащего. Надо вот эту государственную машину очистить от лишних людей. Государственные служащие, как военные должны быть: соответствующая зарплата, соответствующие функции и полномочия.

Чтобы создать базу для устойчивого социально–экономического развития страны в предстоящем пятилетии, процесс обновления госаппарата и укрепления руководящего состава предприятий должен носить системный характер.

Надо помнить, что человеческий капитал — это важнейшая ценность в двадцать первом веке.

В настоящее время приобретает первостепенное значение качество работы с населением, применение новых форм, методов общения с людьми. Повышению открытости государственных органов для инициатив и обращений граждан служат вошедшие в практику еженедельные прямые телефонные линии. Очень бы вас просил, чтобы мы с этими телефонными линиями не проштрафились перед народом и не скатились на формализм.

Только за последние два месяца этого года в регионах принято более десяти тысяч телефонных обращений, а это боль, предложения и заботы людей. И коль мы на это пошли и получили такие обращения, мы на них должны отреагировать.

Процесс дебюрократизации работы с населением всегда был и будет важнейшим направлением работы любого государственного органа, особенно местного.

Законотворческая деятельность как платформа стабильности государства

Наш Парламент сформировался как зрелый и представительный орган, занимающий свое достойное место в системе власти.

В следующем году Национальному собранию исполнится 20 лет. За это время мы смогли создать устойчивый правовой фундамент нашего общества и сформировать национальную систему законодательства.

В то же время общемировые социально–экономические процессы и роль в этих процессах Беларуси ставят перед депутатским корпусом на современном этапе ряд новых задач.

Во–первых, необходимо постоянно работать над повышением качества подготовки законопроектов и достоверностью прогнозов последствий их принятия.

Не раз говорилось в этом зале о простоте и понятности законопроектов. В частности, мною неоднократно давались поручения об упрощении условий и порядка налогообложения. Благодаря проведенным налоговым реформам за последние 10 лет в соответствующем рейтинге Всемирного банка нам удалось подняться с последнего, почти 200–го, места на 60–е. Однако мы так и не смогли войти в тридцатку лучших.

Хотя ответственность за решение соответствующих вопросов лежит в первую очередь на Правительстве, но и Парламент не должен быть сторонним наблюдателем. Это ваша общая задача.

Понятно, что далеко не все социальные явления и соответствующие им изменения в правовом поле можно спрогнозировать, однако законодателям следует стремиться и к обеспечению стабильности норм права.

Прежде чем принимать закон, необходимо просчитать, а к каким последствиям это приведет? А у нас, к сожалению, очень часто бывает наоборот. Сначала решаем что–то изменить, но потом понимаем, что это было лишним и принесло больше вреда, чем пользы.

Во–вторых, необходимо более активное взаимодействие парламентариев с государственными органами, общественными объединениями, бизнес–сообществом.

Белорусский Парламент является главной площадкой для диалога, на которой представители различных слоев общества могут обсудить актуальные для страны вопросы. Я хочу вам прямо по–народному сказать: Михаил Владимирович (Мясникович, председатель Совета Республики. — Прим. ред.), тащите в Парламент всех, кто есть в Беларуси с разными мнениями. Здесь лучше, а не на площади обсуждайте эти проблемы. Вырабатывайте те или иные решения, вносите предложения, я всегда готов выслушать вас.

В-третьих, у нас накоплен достаточный опыт парламентской дипломатии, который также должен быть максимально использован. В последние годы депутатами внесен значительный вклад в развитие международного сотрудничества и международного законодательства, укрепление интеграции на постсоветском пространстве.

Представители от нашей страны принимают участие в заседаниях межгосударственных структур. Парламентарии часто направляются в командировки. Хотелось бы, чтобы от этих поездок была реальная отдача.

В-четвертых, заметен опыт взаимодействия парламентариев с исполнительной властью. Как итог — это всегда конструктивный поиск решений и оперативное принятие необходимых законодательных актов.

Широкий резонанс получил внесенный Президентом в Парламент проект закона о борьбе с коррупцией. Он подготовлен с учетом результатов его общественного обсуждения. Знаю, что более 300 было предложений и замечаний. Хотелось бы, чтобы и во втором чтении мы оперативно могли принять этот закон.

Вы знаете, кто у меня в Парламенте следит за чистотой этого закона. Смотрите, чтобы он не был выхолощен. Я вас убедительно об этом прошу.

Обновленный Закон «О борьбе с коррупцией» должен заработать в ближайшее время.

В этой связи хотел бы сказать, что обеспечение устойчивого развития Беларуси — это задача для нас всех.

Белорусская политическая система доказала свою эффективность. Яркой отличительной ее чертой является прямое народовластие.

Мы выступаем за то, чтобы в Беларуси были представлены различные политические взгляды. Законодательство предусматривает все возможности для создания и работы политических партий. Было бы только желание всем этим набором опций воспользоваться с пользой для общества и страны.

Очень вас прошу, все органы власти: Парламент, депутатов, никогда не отказывайтесь от дискуссий с самыми крайними нашими оппозиционерами так называемыми. Даже членами «пятой колонны», как мы их называем. Ну куда от них деться. Они есть в нашем обществе. Они граждане нашей страны. Если вы не будете с ними вести дискуссию, все это опять выйдет наверх. Не уходите от этих дискуссий. Контактируйте с этими людьми.

Ну, в конце концов, дружите с ними, никто этого не запрещает. Но помните, что вы выше, чем государственный служащий. Вы больше, чем военные. Надо с ними разговаривать. Я должен сказать, не все они вредные, не все они гадкие, не все они хотят вреда для нашей страны.

Вы возьмите последнее заявление (не помню, их столько этих организаций в последнее время появилось, как грибы после дождя), когда они заявили: «Да, президентские выборы. Но каждая организация, каждый, кто себя выдвигает сегодня кандидатом в президенты и завтра думает выдвинуть, должен взять на себя ответственность за страну, что завтра она не превратится, знаете во что». Ну где–то примерно такое было заявление. Это самое великое заявление от каких–то оппозиционеров за все мои годы президентства. Значит, поняли, что такое стабильность, что такое мир и что такое земля, страна наша.

Нам конфронтация внутри станы абсолютно не нужна. Поэтому надо разговаривать со всеми.

В последнее время наметилась положительная тенденция усиления роли конструктивных общественных организаций в формировании гражданского общества Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан.

О многовекторности внешней политики

Наша страна занимает последовательную миротворческую позицию, именно поэтому она стала наиболее подходящей площадкой для последних переговоров.

Активность в отношении мирного урегулирования в Украине способствует дальнейшему упрочению международных позиций Беларуси. Но самое главное, что и американцы, и европейцы, евросоюзовцы признали, я с ними очень много встречался, наш министр иностранных дел, что Беларусь сегодня играет одну из важнейших функций в регионе по обеспечению безопасности. И это правда, это справедливо.

Нам принципиально важно укреплять у наших партнеров осознание того, что предсказуемая и стабильная Беларусь — это ценность для всего мира.

Мы выступаем за отмену всякого рода санкций и ограничений в международном сотрудничестве. Наоборот, со своей стороны мы всегда готовы подставить плечо соседу в трудную минуту для него. И от наших партнеров ожидаем уважительного отношения, лишенного правового нигилизма и санкционного давления.

Беларусь — это надежное звено, связующее Восток и Запад. Об этом свидетельствует многовекторность внешнеполитического курса Беларуси, направленного на развитие взаимовыгодных отношений с различными странами мира.

Стратегическая цель белорусской внешней политики понятна — создание оптимального баланса
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter