Мечтает ли Михаил Сегал об “Оскаре”?

О слонах и людях

С Михаилом Сегалом мы знакомы со съемок его первого полнометражного фильма “Франц+Полина”. Он был режиссером, а я работал со сценарием. Точнее, вместе работали, сокращая и дописывая историю, придуманную Алесем Адамовичем. Теперь Михаил Сегал — режиссер известный, снявший уже четыре фильма. Три по собственным сценариям. Когда приезжает в Минск — встречаемся. Ходим по городу, пьем кофе, фотографируем друг друга, говорим про кино, литературу, а чаще про все сразу, перескакивая с темы на тему. Обычно наше общение ироничное и шутливое. Михаил Сегал не только очень крутой кинорежиссер, но и замечательный писатель — автор двух книг прозы. А еще он сочиняет песни и музыку, снимает клипы. И все, за что берется, получается у него талантливо.

— Михаил, что для тебя Минск, Беларусь, кинофестиваль “Лістапад”?


— В Беларуси я совсем другой. Я начинаю это чувствовать с первой минуты, как только прилетаю сюда. Может, это свойство ландшафта, может, людей, но здесь я чувствую себя гармоничнее, спокойнее, умнее. Для меня Беларусь — это какой-то Тибет. Но если в Тибете эта гармония приходит к человеку за счет магии вершин, здесь — за счет магии плоскости.

— Как тебе работалось в Беларуси над фильмом “Франц+Полина”? Не хочешь снять здесь новую картину?

— Работалось тяжело и прекрасно. Ну и надо сказать, что половина фильма “Рассказы” тоже здесь снята. А еще я снял в Минске клипы “Касте” — “Вокруг Шум”, “Радиосигналы” и “Пусть пригодится”. С удовольствием сниму что-то еще.

— Твой новый фильм “Слоны могут играть в футбол” опять о любви?

— Как никакой другой.

— Новая книга “Почерк” тоже превратится в кино, как и “Рассказы”?

— “Почерк” — сборник лучших рассказов. Там есть как публиковавшиеся ранее, в том числе вошедшие в фильм “Рассказы”, так и совсем новые. Что-то оттуда вряд ли уже превратится в кино. Но иногда просто почитать книгу тоже хорошо.

— Не хочется написать большой роман?

— Мне хочется писать так, чтобы это было сильно, честно и трогало людей. А размер произведения мне неважен. Если придет идея, тянущая по объему на роман, — напишу. На повесть — напишу повесть. На одну страницу — будет страница.

— Кому из современных режиссеров ты доверил бы экранизацию своих произведений?

— Несмотря на то что сценарии я пишу только для себя, если кто-то захочет экранизировать ту мою прозу, которую я сам снимать не собираюсь, я подумаю. Это будет очень увлекательно: увидеть один раз свою историю, сделанную почему-то чужими руками. Для меня это непривычно. А кому доверил бы? Не думал об этом. Если кто-то захочет — посмотрю ему в глаза и подумаю.

— На твой взгляд, кинофестивали — соревнование или художественная выставка?

— Если тебе дали приз, то это было соревнование, а не дали — тогда выставка.

— Российское кино сегодня преимущественно авторское или продюсерское?

— Продюсерское.

— Почему ты назвал свой последний фильм так по-восточному “Слоны могут играть в футбол”?

— Я бы поспорил. Слоны — да, это что-то восточное. Но футбол — вещь английская, чистый Запад. Остается то, что между ними. “Могут” — достаточно западная категория. “Играть” — скорее восточная. Остается “В”. Я в сомнениях...

— Знаю, ты внимательно следишь за кинопремьерами. Что-то тебя поразило, удивило, насторожило?

— Не насторожило и не поразило, по крайней мере, сильно. Есть плохие фильмы, есть на твердую четверку. Шедевров за последнее время не видел. А удивляет в течение нашего интервью одно: почему вы все время говорите мне “ты”?

— Михаил, когда тебе дадут “Оскара” за лучшую режиссуру, обещаю перейти на “вы”.

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter