О синдроме отличницы

Часто вспоминаю свою учебу в гимназии и одноклассницу Аню – круглую отличницу. Девочку невероятно талантливую и склонную к наукам: и русский она знала лучше всех, и в алгебре была асом, и даже однажды провела урок химии, когда заболел учитель. В начале каждой четверти нам давали самостоятельные на повторение. Как правило, готов к ним никто не был, поэтому весь класс смотрел на Аню глазками котика из мультика «Шрек». Но она всегда чеканила: «Я тоже не готовилась, ничего не знаю». Однако после этого всегда писала самостоятельные работы на отлично. Но ностальгирую по школьной парте я не просто так. Все эти «Аня, помоги» заканчивались одной фразой, произнесенной и мной десятки раз: «Ну ты же отличница, у тебя всегда все получается…»

фото samo-sovershenstvo.com

Могла ли девочка-праздник — так меня называли в школе из-за того, что я постоянно вела концерты, — подумать, что когда-нибудь эту фразу произнесут и в ее адрес? Кажется, никто особо не ставил на мои умственные способности, хотя училась я выше простого «хорошо». Многие преподаватели меня ценили за тот самый праздник, который я им дарила, только переступив порог класса. Поэтому, наверное, и баловали оценками. А я их в свою очередь благодарила широкой улыбкой во все сверкающие 32.

Потом я поступила на журфак. Кажется, самый творческий факультет – бери микрофон и за работу. Но в перформансах студсоюза решила не участвовать – пора было расти и избавляться от клейма поверхностной «девочки-праздника». И вот я – староста, участница научных конференций, отличница, немного ведущая (от этого, видимо, не убежать) и «очень толковая студентка»… И вот уже после первой сессии ко мне как-то незаметно прилипла та самая фраза, с которой пару лет назад мы обращались к Ане. 

С тех пор я не могу себе позволить ударить в грязь лицом, а следовательно, и расслабиться. Гиперответственность иногда не дает уснуть – полночи сижу за работой, чтобы на следующий день, придя на планерку, как ни в чем не бывало сказать: «А текст уже готов». Я просто безумно люблю свою работу. А еще больше люблю, когда кто-то мной восхищается и, глядя в глаза, искренне произносит «молодец», без которого я не могу жить. И нужна мне эта теплая эмоция не из-за тщеславия, а просто потому, что я хочу, чтобы мной гордились. Родители, муж, преподаватели, руководители, друзья.

Но есть у «синдрома отличницы» и обратная сторона – моя обостренная чувствительность. Угадайте, сколько раз я плакала из-за какой-то фразы, брошенной вскользь, но, на мой взгляд, обидной? Уверена, практически во всех случаях никто не хотел меня огорчать, но сердце почему-то «думает» по-другому. 

Подружки твердили, что с таким болезненным стремлением к идеалу нужно дома сидеть и «борщи варить». Честно, я об этом даже задумывалась и на дебатах в университете всегда поддерживала сторону семьи, а не карьеры. Но так сложилось, что не испытываю я от уборки и готовки, которыми, кстати, люблю заниматься, такой же эйфории, как от работы и постоянного движения вверх. Ведь наверняка кастрюля с супом не скажет то самое заветное «молодец», которое мне так необходимо. Да и муж рано или поздно устанет хвалить за идеальные блины и отбивные.

А теперь вы, наверное, ждете, что я скажу: расслабьтесь, не повторяйте моих ошибок, дергающийся глаз того не стоит. Но нет, поверьте, стоит. Поэтому работайте на износ, горите и творите, если вашему сердцу это нужно. Помните, как в школе, что-то важное всегда случается именно в тот день, когда ты пропустил занятия. Это знак — нужно всегда быть начеку. Поэтому никогда не бойтесь быть лучше всех, не успокаивайтесь и не останавливайтесь, иначе кто-то более дерзкий и самоуверенный непременно оставит вас за бортом.

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter