Туроператоры должны пропагандировать белорусскую продукцию

О шопинге и духовном дайвинге

Помните, как ушлый Остап Бендер, обнаружив, что живописная обзорная площадка в горах в бесплатном доступе, стал взимать с зевак плату «с целью ремонта Провала. Чтобы не слишком проваливался». И нынче без шопинга состоится редкий вояж. Прекрасное ведь дело — тур, из которого очередная Эллочка–людоедка привозит из Греции ворох дешевых шубок из мексиканского тушкана.


Между этими двумя полюсами турфирмы и составляют маршруты, дозируя впечатления духовные и материальные. Правда, не без косяков, причем синхронно образующихся на территории внутреннего и внешнего туризма.

Итак, едем с мужем в тур. Города, ранее знакомые только по книгам да фильмам... Романтика... Но в один печальный момент я понимаю, что наша экскурсионная программа напоминает сетевой маркетинг. Вместо известных музеев и древних храмов из города в город предлагаются экскурсии: на сыроварню, винокурню, кожевенную фабрику, где, разумеется, производят «все самое замечательное и вкусное». Продукция настойчиво рекламируется, вот вам скидки и акции, и люди достают кошельки. А в свободное время бегают по заботливо указанным гидами бутикам, кои во всех странах с одним репертуаром и одними ценами. Приезжаем в Амстердам — ни слова про музей Анны Франк, Рейксмузеум, «Ночной дозор» Рембрандта и шедевры Вермеера. Духовное? А идите к восковому Джонни Деппу в Музей мадам Тюссо. С «фабрики бриллиантов», представляющей из себя обычный ювелирный магазин, мы с мужем просто удрали, единственные из группы наведав музей Ван Гога, оказавшийся рядом. И я увидела–таки знаменитые «Подсолнухи» и заглянула в желтое пламя их боли... В Париже вместо часа в какой–то парфюмерной фирме, где нашу группу умело обрабатывали очаровательные русскоговорящие продавщицы, я бы тоже сходила хоть в какой–нибудь музей... В Барселоне гид упорно предлагала сводить всех со скидкой в аквариум, не упомянув, что рядом музей Пикассо. Неудивительно, что в конце поездки один молодой человек ответил кому–то по телефону о впечатлениях: «А я ничего не помню».

Нет, я понимаю, что у туроператоров свои интересы и договоренности. И кого–то из туристов вполне устраивал искусственный мамонт и беготня по бутикам. И еще понятно, что если хочешь все по своим интересам — отправляйся в индивидуальный тур. Но мне кажется, что у туроператоров по–прежнему о клиентах из постсоветских стран представление времен девяностых, когда заморские магазины вгоняли наших граждан в эйфорию, сотни сортов колбас и сыров казались фантастикой.

Но времена меняются. Люди меняются. У нас появились те же гипермаркеты и бутики. Сегодня обычно едут в дорогое путешествие не только для того, чтобы купить дешевые маечки или плохие, но «эксклюзивные» духи. Иное дело, далеко не каждый знает, что именно стоит посетить, и отдаются на милость экскурсовода. Тот скажет: «Эти колбасы уникальны». Купят... Так же, как идут толпой к «Моне Лизе». Зачем же оглуплять наших туристов, превращая в кошельки на ножках, которым Ван Гог в принципе не нужен? С другой стороны, туроператоры, которые (наверное же, не бескорыстно) предоставляют своих клиентов «на обработку» зарубежным производителям, почему–то в отношении зарубежных туристов, приезжающих к нам, отнюдь не так настойчивы в пропаганде отечественной продукции. А между тем нам тоже есть что предложить. Тех, кто приезжает к нам, успешно насыщают пищей духовной — Несвиж, Мир, Национальный художественный музей и музей истории Великой Отечественной войны, «Хатынь», Беловежская пуща... И это правильно. Но параллельно почему бы гостей не сводить на сыродельню, молочный комбинат, на ту же «Оливарию», «Коммунарку», в мастерские, где шьют одежду из льна, и предлагать скидки, и рассказывать об уникальных традициях?.. Тем более наши производства многим покажутся настоящей экзотикой. Депардье вот доволен остался... В конце концов, те, кто купил в Голландии деревянные туфли, а в Испании сыровяленое мясо, отнюдь не чувствовали себя обманутыми — наоборот, приятно привезти из другой страны что–то с местным колоритом. И гастрономические туры имеют свою прелесть! Почему за границей нам агрессивно навязывают свою продукцию, а те, кто приезжает к нам, кроме как в Дудутках и стереотипных сувенирных лавках, белорусских товаров не видят?..

А пока что надеюсь снова попасть в те города, по которым только скользнули взглядом, чтобы пройтись по ним неспешно, «с погружением», и увидеть именно то, что хотела.

rubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 146 (24776). Вторник, 4 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter