О роли личности в истории кино

Это было в 1987 году. Шел XV Московский кинофестиваль. На одной из пресс–конференций бразильский киновед задал вопрос о советских фильмах, которые много лет пылятся на полках. К микрофону подошел худощавый, высокий человек и, не обращая внимания на торжественный президиум, спокойно сказал, что его фильм ровно 20 лет находится под арестом и неизвестно, когда обретет свободный доступ к зрителю, что он сам 20 лет как ушел из профессии и неизвестно, вернется ли обратно. Это был Александр Аскольдов, ореол легенды вокруг которого был невероятно ярким. Такой же, как в свое время был у Андрея Тарковского и Сергея Параджанова, Алексея Германа и Киры Муратовой, тоже познавших участь небытия из–за пресловутых кинополок. Речь шла о фильме «Комиссар», в котором впервые еще в 1967 году была поднята тема общечеловеческого единства, противостоящего шовинизму вопреки политическим, военным распрям и религиозным различиям.


То, что А.Аскольдов на исходе 60–х экранизировал рассказ В.Гроссмана «В городе Бердичеве», само по себе было шагом невероятно смелым. Как великой смелостью было вообще обращение к тому сюжету, где в противостоянии войне выступают доброта и мудрость, рассудительность и юмор обыкновенного еврейского чудака. Отец многодетного семейства Ефим Магазаник как мог спасал жизнь там, где у самой жизни почти не было шансов, это он уговорил комиссара Красной Армии Клавдию Вавилову (Нонна Мордюкова) рожать вопреки всем законам сурового времени, он оставил в доме новорожденное дитя русской женщины, спасая его от войны и человеческого зла. Это был образ сродни великому молочнику по имени Тевье.

А.Аскольдов создавал свой фильм в то время, когда слово «еврей» в многонациональном государстве произносилось почти шепотом. На роль Магазаника трудно было найти исполнителя, от этого образа шарахались многие актеры. Согласился только Ролан Быков. На то он и настоящий художник. Когда в том же 1967 году впервые показали «Комиссара», киносообщество отшатнулось, А.Аскольдова в Белом зале Дома кино исключили из партии, выгнали со студии. Его друг Эрнст Неизвестный всегда называл его коммунистом в романтическом смысле.

Спустя 20 лет в том же Белом зале ему предложат вновь вступить в партию, и тот же зал будет ломиться от желающих посмотреть долгожданный фильм. На том просмотре, где посчастливилось быть и мне, скромно сидели Гарсиа Маркес, Роберт де Ниро, Александр Сокуров, на полу примостилась знаменитая Ванесса Редгрейв. После просмотра зал аплодировал стоя, никто не ушел с обсуждения. Это были аплодисменты несдавшемуся художнику, сильной личности, сохранившей достоинство и честь. А еще фильму, в котором была гениально воплощена идея настоящего гуманизма, той человеческой любви, которая всегда выше всех барьеров, выстраиваемых в истории по чьей–то злой воле. Это были аплодисменты Ефиму Магазанику и Клавдии Вавиловой, актерам и создателям, но не в меньшей степени тем, кто вопреки всем начальственным предписаниям сохранил копию. После того просмотра Маркес, Де Ниро и Ванесса Редгрейв обратились к М.Горбачеву с просьбой о возвращении фильма. Вскоре вышел указ Политбюро: «В сложившихся обстоятельствах выпустить фильм А.Аскольдова «Комиссар» ограниченным тиражом». Фильм был удостоен множества призов международных кинофестивалей и назван одним из лучших, созданных в XX веке. Спустя 50 лет он остается бриллиантом в мировой киноистории. Изгнанный отовсюду Александр Аскольдов стал профессором режиссуры многих престижных зарубежных киношкол и университетов. Стивен Спилберг персонально просил разрешения использовать один визуальный эффект из «Комиссара» в своем «Списке Шиндлера».

Пожалуй, самую точную оценку дал фильму Алексей Герман: «Искусство — соль на раны власти. «Комиссар» весь состоит из этой соли. В каждом его кадре искусства столько, что кожа слезает». То же можно сказать и о фильмах самого А.Германа. Роль этих личностей в истории кино невозможно переоценить. Да и была бы вообще возможна эта история без них?

lpsm3163@mail.ru

Версия для печати
Геннадий, 40, Минск
Согласен с комментариями, характеризующими рецензию Людмилы Петровны как шедевр и чудо. Одно дело красиво написать статью, проявив надутое красноречие, а другое дело быть историческим свидетелем и участником событий, которые уже вошли в историю. За скромной личностью Людмилы Петровны скрывается человек невероятной силы таланта и мудрости, гениальности и глубины. В фильме Александра Аскольдова "Комиссар" играют очень известные и талантливые актеры, которых любила и знала вся страна. И несмотря на непростое время, когда была создана кинокартина, она нашла своего многочисленного зрителя и награды спустя много времени. Далеко не все талантливые режиссеры, писатели, художники, ученые могли пожертвовать собой ради того, чтобы сказать свои мысли в своем творчестве на всю страну. Они заслуживают уважения. Сегодня, после случившегося 26 лет назад распада великой страны, когда прежние аксиомы на базе научного атеизма утрачены, есть необходимость в поиске и создании объединяющей человеколюбивой веротерпимой национальной и межнациональной идеи, которая могла бы выдержать испытание на весах времени, не менее 70 лет (с 1922 по 1991), а веками и тысячелетиями, как прошедшие проверку временем египетские пирамиды. Всем обязательно стоит посмотреть фильм "Комиссар". Людмиле Петровне огромное спасибо за рецензию и огромный опыт жизни с пожеланиями делать его (уроки из него) достоянием всех людей!    
Дмитрий, 70, Минск
Браво, Людмила Петровна!  Шедевральная статья о великих личностях в истории советского кино. И эти великие люди, сидя на полу, смотрели и аплодировали отвергнутому властями, но доброму, мудрому, человеческому фильму. Да, уважаемая Людмила Петровна, "были люди в наше время, не то, что нынешнее  племя". Никого из сегодняшних творцов не могу сравнить с ними. Может быть только  А. Звягинцев, но ему не хватает любви. В его фильмах нет надежды..
Альберт, 60, Израиль
Помню разные времена. И те, когда трудно было признаваться евреем. Это всегда хорошо говорит об обществе, когда эта тема становится открытой. Это хорошо говорит и о вашей стране, и об авторе статьи, и об издании, которое вновь вернуло память о фильме А.Аскольдова, одной из вершин мирового кино. Времена будут меняться, а этот фильм будет всегда напоминанием о том
, каким должен быть человек в любой ситуации.
Влад, 61, Минск
Гениальная статья
Леонид_Н, 65, Минск
В 1967 г. снять такой фильм - это надо было быть  не только талантливым режиссером - это еще надо было быть  очень храбрым человеком. А рецензия Л.П. Саенковой - просто слов не хватает - чудо,  великолепие.  
Игорь, 50, Израиль
Спасибо за память о фильме Комиссар
Саша, 50, Барановичи
Супер
Леонид_Н, 65, Минск
Да, пронзительный фильм "Комиссар" не мог быть выпущен в1967 г., За 5 лет до этого за публикацию стихов  Е.Евтушенко сняли с должности главреда "Литературной газеты"  В. Косолапова. И до самой перестройки (еще 25 лет) их нельзя было исполнять публично. Так то стихи. А то фильм. Так мало того, что фильм сам по себе неподходящий -  в  том же 1967 г.  - Шестидневная война!
Валентина, 54, Минск
Потрясающий фильм! Такая смелость в 1967 г. для создателей была подвигом. Спасибо Людмиле Петровне за великолепную статью, напоминание об этом фильме.  
Геннадий, 40, Минск
Согласен с комментариями, характеризующими рецензию Людмилы Петровны как шедевр и чудо. Одно дело красиво написать статью, проявив надутое красноречие, а другое дело быть историческим свидетелем и участником событий, которые уже вошли в историю. За скромной личностью Людмилы Петровны скрывается человек невероятной силы таланта и мудрости, гениальности и глубины. В фильме Александра Аскольдова "Комиссар" играют очень известные и талантливые актеры, которых любила и знала вся страна. И несмотря на непростое время, когда была создана кинокартина, она нашла своего многочисленного зрителя и награды спустя много времени. Далеко не все талантливые режиссеры, писатели, художники, ученые могли пожертвовать собой ради того, чтобы сказать свои мысли в своем творчестве на всю страну. Они заслуживают уважения. Сегодня, после случившегося 26 лет назад распада великой страны, когда прежние аксиомы на базе научного атеизма утрачены, есть необходимость в поиске и создании объединяющей человеколюбивой веротерпимой национальной и межнациональной идеи, которая могла бы выдержать испытание на весах времени, не менее 70 лет (с 1922 по 1991), а веками и тысячелетиями, как прошедшие проверку временем египетские пирамиды. Всем обязательно стоит посмотреть фильм "Комиссар". Людмиле Петровне огромное спасибо за рецензию и огромный опыт жизни с пожеланиями делать его (уроки из него) достоянием всех людей!    
Алла, 50, Греция
Здорово, что вспоминается наша общая история. Несмотря на то, что мы живем в разных странах, это то важное, что нас всегда объединяет. Теперь частью нашего общего пространства является газета СБ и Кинодом с Л.Саенковой
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?