О роли личности в истории кино

Это было в 1987 году. Шел XV Московский кинофестиваль. На одной из пресс–конференций бразильский киновед задал вопрос о советских фильмах, которые много лет пылятся на полках. К микрофону подошел худощавый, высокий человек и, не обращая внимания на торжественный президиум, спокойно сказал, что его фильм ровно 20 лет находится под арестом и неизвестно, когда обретет свободный доступ к зрителю, что он сам 20 лет как ушел из профессии и неизвестно, вернется ли обратно. Это был Александр Аскольдов, ореол легенды вокруг которого был невероятно ярким. Такой же, как в свое время был у Андрея Тарковского и Сергея Параджанова, Алексея Германа и Киры Муратовой, тоже познавших участь небытия из–за пресловутых кинополок. Речь шла о фильме «Комиссар», в котором впервые еще в 1967 году была поднята тема общечеловеческого единства, противостоящего шовинизму вопреки политическим, военным распрям и религиозным различиям.


То, что А.Аскольдов на исходе 60–х экранизировал рассказ В.Гроссмана «В городе Бердичеве», само по себе было шагом невероятно смелым. Как великой смелостью было вообще обращение к тому сюжету, где в противостоянии войне выступают доброта и мудрость, рассудительность и юмор обыкновенного еврейского чудака. Отец многодетного семейства Ефим Магазаник как мог спасал жизнь там, где у самой жизни почти не было шансов, это он уговорил комиссара Красной Армии Клавдию Вавилову (Нонна Мордюкова) рожать вопреки всем законам сурового времени, он оставил в доме новорожденное дитя русской женщины, спасая его от войны и человеческого зла. Это был образ сродни великому молочнику по имени Тевье.

А.Аскольдов создавал свой фильм в то время, когда слово «еврей» в многонациональном государстве произносилось почти шепотом. На роль Магазаника трудно было найти исполнителя, от этого образа шарахались многие актеры. Согласился только Ролан Быков. На то он и настоящий художник. Когда в том же 1967 году впервые показали «Комиссара», киносообщество отшатнулось, А.Аскольдова в Белом зале Дома кино исключили из партии, выгнали со студии. Его друг Эрнст Неизвестный всегда называл его коммунистом в романтическом смысле.

Спустя 20 лет в том же Белом зале ему предложат вновь вступить в партию, и тот же зал будет ломиться от желающих посмотреть долгожданный фильм. На том просмотре, где посчастливилось быть и мне, скромно сидели Гарсиа Маркес, Роберт де Ниро, Александр Сокуров, на полу примостилась знаменитая Ванесса Редгрейв. После просмотра зал аплодировал стоя, никто не ушел с обсуждения. Это были аплодисменты несдавшемуся художнику, сильной личности, сохранившей достоинство и честь. А еще фильму, в котором была гениально воплощена идея настоящего гуманизма, той человеческой любви, которая всегда выше всех барьеров, выстраиваемых в истории по чьей–то злой воле. Это были аплодисменты Ефиму Магазанику и Клавдии Вавиловой, актерам и создателям, но не в меньшей степени тем, кто вопреки всем начальственным предписаниям сохранил копию. После того просмотра Маркес, Де Ниро и Ванесса Редгрейв обратились к М.Горбачеву с просьбой о возвращении фильма. Вскоре вышел указ Политбюро: «В сложившихся обстоятельствах выпустить фильм А.Аскольдова «Комиссар» ограниченным тиражом». Фильм был удостоен множества призов международных кинофестивалей и назван одним из лучших, созданных в XX веке. Спустя 50 лет он остается бриллиантом в мировой киноистории. Изгнанный отовсюду Александр Аскольдов стал профессором режиссуры многих престижных зарубежных киношкол и университетов. Стивен Спилберг персонально просил разрешения использовать один визуальный эффект из «Комиссара» в своем «Списке Шиндлера».

Пожалуй, самую точную оценку дал фильму Алексей Герман: «Искусство — соль на раны власти. «Комиссар» весь состоит из этой соли. В каждом его кадре искусства столько, что кожа слезает». То же можно сказать и о фильмах самого А.Германа. Роль этих личностей в истории кино невозможно переоценить. Да и была бы вообще возможна эта история без них?

lpsm3163@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости