О прозрачности строк и горного воздуха

Книжный навигатор
Алесь Письменков. Любить би вiчно... Мiнск, «Дыксэнд», 2007.

Мало кого из поэтов вспоминают с такой теплотой, как Алеся Письменкова. Поэзия его такая же светлая, душевная, каким был он сам. Проверить ее звучание теперь можно на двух языках — белорусском и украинском. 50 стихотворений... Достаточно, чтобы составить мнение о поэте. Писал он не много, да и лаконично. Вроде бы многие так пишут... Но почему, откуда в простом восьмистрочном стихотворении, где воссоздается обыденная картина, возникает неожиданная глубина и звуковая магия? «Якое простае жыццё для выпадковага пагляду... А тут не побыт, тут — быццё, яго высокая улада». Тираж сборничка мизерный, но если вам удастся купить его — это будет большой глоток чистой поэзии... И возможность знакомства с прекрасным украинским языком.

Чингиз Айтматов. Когда падают горы (Вечная невеста). Роман, повесть, новелла. Санкт–Петербург, Издательский дом «Азбука–классика», 2007.

Мы ностальгируем по временам, когда в литературе были явственные вершины, культовые писатели вроде Василя Быкова, умудрявшиеся в легально издаваемых текстах говорить невероятно смелые на то время истины. Теперь все смелые, все режут правду–матку... Прямо на мелкие кусочки режут. Да только имена тоже измельчали. Чингиз Айтматов — из тех «могикан», кто и сегодня сохранил величину. Конечно, его последний роман «Когда падают горы» кому–то местами покажется наивным: автор настолько не приемлет «постперестроечные реалии», что это напоминает «чернуху», наскучившую читателю лет десять назад. И естественно, вряд ли классику литературы (киргизской и русской) удалось познать изнутри быт «челноков», закулисья современной попсы... А между тем он обо всем этом пишет. Сюжет таков: журналист проигрывает в борьбе за сердце певицы магнату местного шоу–бизнеса, который из возвышенной девы делает секс–бомбу. Честного и принципиального работника пера безжалостно травят... Где спасение? В родном аиле, где никого не кормит крестьянско–пастушеский труд и единственная надежда — иностранный туризм? Вот и попадает герой в гиды к арабам–миллионерам, желающим убить снежного барса... И барсов родных жаль. И к капиталистам добрых чувств нету... И это еще не все. Оказывается, несколько односельчан, доведенных до отчаяния, задумали богатеньких гостей похитить... Что остается герою? Из чувства внутренней порядочности расстроить планы всем, став проклятым опять же всеми. Пристрелили на пару с барсом и хоронить не хотят... И даже новообретенная в аиле любовь никогда не догадается, зачем возлюбленный совершил столь странный поступок. Нет у Чингиза Айтматова хеппи–эндов. Не взмахнет герой лазерным мечом. Не обретет магические способности Иного... Ну а новелла «Белое облако Чингисхана» отзовется особенно: киргизская интеллигенция во времена репрессий переживала то же самое, что и белорусская. И тот же самый выбор вставал перед каждым: оговорить кого–то и спасти себя или предпочесть смерть?

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр. Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter