О призраках и конструкторах

Литературные погоды
В 1971 году великий польский писатель Станислав Лем написал пародийный рассказ «Сделай книгу сам». Это якобы рецензия на этакие «конструкторы книги» — из нарезанных на полоски отрывков классических романов можно составить свой вариант. Свести Наташу Ростову со Свидригайловым, выдать Евгению Гранде за Пьера Безухова, отправить госпожу Бовари в публичный дом... Но хотя кощунственная игра возмутила «высоколобых», у публики она совершенно не пользовалась популярностью. Поскольку оказалось, что для того, чтобы получать извращенное удовольствие, измываясь над Наташей Ростовой, надо как минимум знать, кто она такая.

Как–то известный драматург Антонен Арто сформулировал закон «жесткого театра» — человек современной цивилизации, мол, настолько привык к зрелищам и погряз в благополучии, что добраться до «неороговевших» слоев его сознания можно только с помощью шока... Может быть, именно поэтому такой популярностью пользуются ныне нон–фикшн (невыдуманная литература), всевозможные журналистские расследования? Кстати, не так давно книга в жанре «нон–фикшн», а именно «Чернобыльская молитва» белорусской писательницы Светланы Алексиевич, получила премию американской Национальной ассоциации литературных критиков. Эту премию журналисты прозвали «литературный «Оскар». Соперником Светланы был популярный журналист Роберт Фиск, занимающийся проблемами Ближнего Востока. Фиск во время журналистских расследований встречался с самим Усамой бен Ладеном, знает, как попадать в «болевые точки» общественного сознания. Но чернобыльская катастрофа и ее последствия в описании Светланы Алексиевич, видимо, поразили Америку больше.

И нельзя же сказать, что умные взрослые не озабочены тем, что растет нечитающее поколение. В России Год чтения пытаются объявить. Другие надеются, что человечество само по себе образумится. У Джанни Родари, «отца» луковицы–мутанта Чиполлино, есть рассказ о том, как в одном городе перевоспитывали непослушных детей. Построили для них новенькую многоэтажную школу и... отдали им на полное и даже обязательное разрушение. В первый день детишки с огромным удовольствием крушили парты и окна... На второй день подустали. Ну а когда дошло до стен и фундамента, юным бунтарям стало мечтаться о мирных уроках математики да грамматики... Произойдет ли так же с отношением к книге? И до какой степени нужно ее «разрушить», чтобы затосковать по ней?

Недавно я была в жюри ежегодного конкурса чтецов Минского района «Гучы, родная мова...» Сразу признаюсь: не люблю мероприятия для галочки и «заседать» не люблю. Но на этот конкурс прихожу не впервые. В рамках декады белорусской литературы и искусства он проводится уже 13–й раз, и уже 3–й раз отдел образования Минского райисполкома проводит его вместе с театром одного актера «Знiч». Представляете: дети из сельских школ выходят на настоящую профессиональную сцену, в жюри — артисты и писатели... Какое волнение и какая радость, если оценки выставляются высокие. Наверное, кое–кто из конкурсантов, на непрофессиональный вкус, мог бы идти прямо в абитуриенты театральных учреждений, вроде Александра Бельченко из Михановичской средней школы, сыгравшего в инсценировке пьесы Янки Купалы «Прымакi». Впечатлили и совсем юные Олег Богшиц из Брацковской школы, Роман Старовойтов из Дубовлянской, Артем Коврига из Петришковской. Все было здорово, но после прослушанной ...надцатой басни Кондрата Крапивы не то чтобы стало скучно — конкурсанты старались, каждый был со своей «разынкай» (изюминкой), но ощутилась некая неловкость. Тем более особо популярные басни звучали в разном исполнении по несколько раз. Не умаляя значения великого баснописца — все же, сколько у нас в жанре юмористической поэзии других авторов и классиков, и ныне живущих! Поэтому порадовало выступление Натальи Мисели из Замостоцкой школы — «Конь божы» Петра Васюченки из знаменитого цикла «Прыгоды паноў Кублiцкага ды Заблоцкага» — самая что ни на есть современная белорусская литература...

Говорят, сегодня произошла «реабилитация средств массовой культуры». Что и поэзия думает не о тонкости чувств, о том, как поразить массы — дешевым эпатажем, словесной игрой... Не знаю, не знаю... Вспомните, как у того же Лема на Солярисе каждый из жильцов инопланетной базы вызывал из небытия своих «персональных» призраков — материализовались «больные» участки совести, самые уязвляющие воспоминания... Уж как ни трактовали это критики — вплоть до того, что мыслящий океан Соляриса — Советский Союз, а ученые на станции — европейские страны. Но не похожи ли эти призраки на явление истинной литературы? Как ни загоняет человечество свои проблемы в подсознание, как ни заговаривает свои боли упомянутой масскультурой — от похождений Рокамболя до страданий рабыни Изауры, — а настоящее искусство вдруг раз — и появится, и не прогонишь... И остаешься один на один со своей совестью, которой нужно давать ответы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter