О фильме Ольги Дашук "Человек с фотоаппаратом"

О природе и человеке

Не припомню, чтобы героями документальных фильмов были журналисты. Ольга Дашук изменила эту традицию. Человек с фотоаппаратом — это журналист Сергей Плыткевич, известный как блестящий мастер фотопейзажей и колоритнейших текстов. Он — основатель газеты «Туризм и отдых», издательства «Рифтур», директор Международного фонда поддержки дикой природы «Красный бор», автор фотоальбомов «Мая Беларусь» и «Беларуская экзотыка», комплектов открыток, перекидных календарей, снимков к путеводителям «Браслав и окрестности», «Минск». Он — человек, неравнодушный к природе и жизни вообще, а потому и сама природа в его фотографиях неравнодушная. Он — мастер, готовый сутками сидеть в «засаде» ради того, например, чтобы запечатлеть выдру или лосей, выходящих на утренний луг, или змееяда, несущего корм своим птенцам. Его природные мгновения всегда неожиданны, это такие стоп–кадры, которые вызывают и удивление, и восторг. Его дикая природа всегда очеловечена, а каждый миг естественной природы расширяется до понятия «родина», заставив восхититься красотой и многообразием.


Недавно сделанный режиссером Ольгой Дашук фильм «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом» — вовсе не биография избранного героя, это не отчет о достижениях. Это наблюдение за тем, как человек входит в природный храм, как он постепенно и очень корректно, с потрясающим вниманием и уважением налаживает диалог с той средой, где он вовсе не хозяин. За каждым кинокадром чувствуется и то, как автор благодаря своему герою переживает свою историю общения с природой, как в этом переживании тоже есть место и удивлению, и невероятной радости, и терпению, и мудрости. Ну разве может не вызвать восхищение эпизод, как человек начинает подыгрывать глухарю, издавая звуки, подобные птичьему, и вступая с ним в своеобразный «разговор». Глухарь «отвечает» вполне адекватно, а потом, либо заподозрив неладное, либо приняв за соперника, клюет человека в лоб. За этим эпизодом наблюдает Плыткевич, подробно фиксируя каждый эпизод диалога–поединка, за фотографом наблюдает режиссер вместе с оператором (Анатолий Казазаев). Получается вполне сюжетное, невероятно привлекательное, со своей долей саспенса, кино. А чего стоит эпизод, как егерь, прилагая немало усилий, карабкается на вершину дерева, чтобы водрузить сделанное им самим гнездо для орла! И если представить, что таких эпизодов много, то получается, что это кино и о людях, и о том, как жить в ладу с природой, как ее чувствовать и помогать ей. Сергей находит эти золотые мгновения естественной жизни и фиксирует их, чтобы мы сами становились лучше, добрее, умнее. У него нет перерывов, его время не делится на работу и отдых, у него может не быть и заветных часов на ночной сон. Он в бесконечном пути и ожидании чуда. Вот и заканчивается фильм ранними утренними кадрами, когда в едва–едва брезжащем рассвете Плыткевич выходит на свою «охоту», завидев двух крепких лосей, свободно и торжественно гуляющих по росным травам. И это тоже может быть своеобразным стоп–кинокадром: человек с фотоаппаратом на фоне природной мощи и красоты, где все свободны и равноправны, взаимоуважительны, где каждый понимает и принимает право другого.

Да, есть Animal Planet, есть National Geographic. А у нас когда–то был Белвидеоцентр, где создавались уникальные фильмы Игоря Бышнева о природе. Сейчас есть только студия документального кино «Летопись». А там есть Ольга Дашук, которая создала удивительный фильм и о жизни природы, и о человеческой жизни. И о том, как это все может передать Сергей Плыткевич, человек с фотоаппаратом.

lpsm3163@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter