О прекрасном и чем оно отзывается

Импрессионизм — давно уже не пугало, а вовсе даже классика
Недавно были мы с мужем в Национальном художественном музее на выставке «От реализма к импрессионизму», привезенной из «Третьяковки». Светились искренним светом своим полотна Левитана, Шишкина, Саврасова, Верещагина, Куинджи, Поленова, Рущица, Жуковского... И уставшие от подтекстов концептуального искусства зрители вглядывались в скромные пейзажи и восклицали: «Точно написано! Как живое!», поскольку получали не просто изображение — но знакомое ощущение... Зноя, стужи, запаха первых проталин... На умиленное восприятие нисколько не влияли изменения в стиле самих художников, дробление изображения на отдельные мазки, упрощение форм... Импрессионизм — давно уже не пугало, а вовсе даже классика.

А потом мы обнаружили книгу отзывов. И получили отдельное удовольствие.

Вообще большая часть таких отзывов на любых экспозициях стандартна, в духе «спасибо большое». Но здесь были и свои шедевры. Кто–то, по всей видимости из молодого поколения, написал: «Авторы, вы очень талантливы!» — и далее с посылом «работайте дальше». Другие похожие записи: «У вас божий дар!», «Коровин рулит!»

Собственно, явление распространенное. Есть отдельный сайт, на который помещают выловленные в сети комментарии, в основном девочек, к стихам классиков. «Федя Тютчев — уважуха и респект! пишите побольше таких замечательных стихов, стихов о любви! прошибает до слез, правда...» (Здесь и далее — орфография оригинала.) «Апполон, я давно читаю стихи и сама пешу! твои стихи мне нравятся больше всего! напиши мне!» — это Аполлону Григорьеву. Яков Полонский особенно тронул сердца тинейджеров. «Ася и Ксюня: Яша — ты будущий Пушкин который стих у тебя уже читаем!» А вот насчет стихотворения Пастернака «Не плачь, не морщь опухших губ» мнения разделились. «Ксения: Да уж со струпом явно погорячились. Не стала дальше читать!», «Нили и Кнопка: Стих, как стих! Мы не оболдели от него!», «надя: наверное, если подключить фонтазию, то получится лучше».

В книге отзывов, которую мы читали в художественном музее, тоже нашлось нечто подобное: «У меня внучка шестилетняя лучше рисует». Предполагалось, наверное, что Куинджи устыдится и перепишет пейзаж в стиле Шишкина. Впрочем, не уверена, что такое случилось бы, даже если б уважаемый художник до сих пор был жив.

Можно возмущаться, можно смеяться... Конечно, это ужасно, что даже имена классиков ничего не говорят современному человеку. С другой стороны, оптимисты подчеркивают: все же эти неофиты читают стихи и ходят смотреть на картины! Первый шаг от невежества сделан!

Но вот будет ли сделан второй, третий? Почему авторы записей в книге отзывов не прочитали ни одной экспликации, которые сопровождают каждую выставку, или хотя бы подписи под картинами, где указаны даты?

Да потому же, почему позволяют себе приходить в театральный зал после третьего звонка и пробираться на место спиной к зрителям. Радостно отвечать по мобильному: «Вась, я сейчас на концерте, Баха слушаю!» Потому что никто не воспитал в них умения вести себя правильно в музее, в театре, на концерте.

В школах, к сожалению, упразднили историю искусств. Если еще, не дай бог, укоротят программу по литературе — мы будем наблюдать, как подросшие поколения путают Бальзака и бальзам, очередную Леди Гагу и Гюго.

Все чаще убеждаюсь, что необходим культурный ликбез. Когда тест на знание белорусской поэзии сопровождают комментарии «о деревушках, полях и ржы никому не интересно читать», мне понятно, что автор не подозревает о существовании версетов Алеся Рязанова, верлибров Максима Танка, философской поэзии Рыгора Бородулина, не говоря уже о постмодернистских экспериментах Виктора Жибуля, Веры Бурлак и прочих.

Когда–то белорусский театр начинался с того, что Дунин–Марцинкевич, будущий классик, впрягался с дочерьми в повозку и отправлялся показывать свой запрещенный в Минске спектакль по окрестным деревням. Первый профессиональный белорусский театр Игната Буйницкого — такие же походы. Скрипела повозка, груженная немудреными декорациями. Следом шли артисты, среди которых, между прочим, поэтесса Тетка. Зато результат себя оправдывал: простые люди открывали для себя мир искусства, причем своего, национального! Есть у тех подвижников продолжатели и нынче. Хождение в народ — это благородно, господа... Но хотелось бы, чтоб базовые знания об искусстве и литературе все же закладывались не силами отдельных энтузиастов. Да, технологии, экономика, производство — наше все, да, можно посмеяться над Достоевским, который утверждал, что красота спасет мир. Но если из образования наших детей будет окончательно удалена эстетическая и этическая составляющие — мне страшно представить, какое общество получится. Нужны ли будут вообще кому–то картины и стихи, кроме этикеток и рекламных слоганов?

rubleuskaja@list.ru

Советская Белоруссия № 202 (24832). Вторник, 20 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter