Кандидат политических наук Ольгу Герасименко прокомментировала белорусскую предвыборную ситуацию

О праве на выбор и политической культуре

До парламентских выборов в Беларуси остаются буквально считаные дни. Традиционно кампания проходит спокойно, в соответствии с национальным законодательством. День ото дня растет число внутренних и международных наблюдателей, довольно острой ожидается конкурентная борьба за депутатские мандаты.


Фото: Сергей Лозюк

Параллельно разворачиваются общественно-политические дискуссии. Все больше экспертов и внутри страны, и за ее пределами отмечают явное качественное развитие белорусской политической системы, возмужание ее молодого гражданского общества. Свежий взгляд со стороны никогда не лишний. И поэтому мы попросили прокомментировать белорусскую предвыборную ситуацию кандидата политических наук Ольгу Герасименко.

- Давайте начистоту. Идеальной модели избирательной системы не существует. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Этим и объясняется великое множество избирательных систем, применяемых в современном мире.

Более того. Формирование института политических выборов - одного из системообразующих элементов демократического политического процесса - отражает исторический путь долгого и противоречивого поиска обществом лучшей модели государственного управления. В Беларуси после распада СССР переход к новой модели государственного и общественного управления потребовал формирования соответствующей для демократической системы политической культуры общества. Этот процесс предполагает переосмысление накопленного исторического и политического опыта. А также опыта в области демократического строительства, чтобы сформировать свою  наиболее оптимальную модель демократического развития общества.

Следовательно, модель избирательной кампании в Беларуси есть отражение политической культуры общества, которая имеет свои культурно-исторические и специфические особенности.

- Получается, избирательная система в стране напрямую зависит от специфики политических и экономических реалий, традиций, культуры народа?

- Безусловно. К тому же сама процедура голосования не должна создавать для граждан особых трудностей. Известный факт: в качестве одного из основных аргументов в защиту метода избрания депутатов в один тур на основе относительного большинства в Великобритании ссылаются на его "простоту" для электората. Заметьте, это важно даже для страны с многовековыми демократическими традициями! А в России за последние двадцать с небольшим лет уже трижды кардинально поменялась система выборов в нижнюю палату парламента. И это, полагаю, нормальный живой процесс.

К слову, избирательное законодательство в Беларуси совершенствуется. С 2000 года в него пять раз вносились поправки, многие из них основаны на рекомендациях ОБСЕ. Тем самым Минск демонстрирует, что готов учиться, перенимать лучшее из мирового опыта.

Вообще выбор избирательной системы - это постоянный поиск. "Моделируя" ее, мы в известной мере создаем определенное русло, в котором будет протекать политическая жизнь страны.

- Насколько обоснованы и справедливы в таком случае упреки, раздающиеся порой в адрес Беларуси по причине якобы непрозрачности ее избирательного процесса?


- Результаты избирательной кампании во многом предопределяют пути дальнейшего экономического, социально-политического и культурного развития общества. Поэтому избирательная кампания наполнена конкурентной борьбой различных политических сил. Именно конкурентный характер выборов дает возможность реального выбора. Как известно, "выборы ничего не значат, если они не несут возможности выбирать".

Если же говорить о прозрачности избирательной кампании... На недавних президентских выборах в Австрии до последнего момента лидировал кандидат от ультраправых, и многие СМИ даже успели объявить о его победе. И только лишь результаты голосования по почте изменили итоговый расклад. Случись такое в Беларуси, даже сложно представить себе последствия.

Известно, что в США также можно проголосовать по почте. А в Бельгии и Австралии за неучастие в выборах законодательно предусмотрен штраф. В той же Австрии право голоса имеет подросток, достигший 16 лет. Почему же им никто не предлагает поменять закон? Кстати, прошлые президентские выборы в Беларуси, по мнению многочисленных международных наблюдателей, прошли абсолютно в правовом поле.

- Кстати, одна из рекомендаций, сделанных по итогам тех выборов международными наблюдателями, касается изменений в системе формирования избиркомов. Ваше мнение по этому поводу?

- Давайте обратимся к международному опыту. В различных странах применяются абсолютно различные варианты формирования органов, отвечающих за организацию и проведение выборов.

Например, в Великобритании, где основные усилия по организации выборов лежат на органах местного самоуправления и министерстве внутренних дел, в 2000 году была учреждена избирательная комиссия Великобритании. Она комплектуется по следующему принципу: все члены комиссии (их не менее пяти и не более десяти) назначаются королевой по представлению палаты общин на срок, не превышающий 10 лет. Члены комиссии не могут быть членами политических партий, являться их спонсорами, а также занимать выборные должности.

В США, где не существует единой общефедеральной избирательной системы, а организация и проведение выборов отнесены к компетенции отдельных штатов, к федеральной комиссии по выборам, образованной в 1974 году, впоследствии, в 2003 году, добавилась специально созданная комиссия по содействию выборам, которая является консультативным органом. Все шесть членов комиссии назначаются президентом США по рекомендации и с согласия сената конгресса. При этом не более трех из них могут принадлежать к одной партии.

В ряде стран (Хорватия, Польша, Турция) электоральная администрация формируется судебными органами. В Армении по одному представителю назначает президент Армении и судебная власть, остальных - представленные в парламенте политические партии и объединения. В Азербайджане при формировании ЦИК республики применяется исключительно партийный принцип: равное количество членов назначает правящая партия, оппозиционные силы и независимые депутаты. В Латвии восемь членов комиссии назначаются сеймом, один - верховным судом. В государственную избирательную комиссию Республики Польша назначение проводит президент по представлениям судебных органов.

Видите, какое многообразие? Это по форме. А по существу сама процедура формирования избирательных комиссий направлена в конечном итоге на то, чтобы в ее состав попадали действительно компетентные, ответственные люди, а не политиканы и "полузнайки". То же самое происходит и в Беларуси. Знаю, что в стране среди членов избирательных комиссий различных уровней - представители многих партий и общественных объединений.

В целом, подводя итоги, еще раз подчеркну, что претензии при большом желании можно предъявить к избирательной системе любой страны. Другой вопрос: зачем? Поиск же наиболее оптимальной модели избирательной системы - компетенция государства. Главное, чтобы эта модель отвечала современному развитию политической культуры общества, отражала его культурно-исторические и специфические особенности.

Константин Бакланов

sob@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter