О пользе отмывания денег

Корреспондент «СБ» выяснил, что купюры бывают грязные
Корреспондент «СБ» выяснил, что купюры бывают грязные

Деньги стали незаменимым атрибутом современной жизни, и подвоха от них никто не ожидает: как отличить подлинную купюру от фальшивки, знают и первоклашки, а вот о том, что рубли, доллары и евро являются настоящими разносчиками заразы, подозревают немногие. Я решила проверить, имеют ли эти опасения под собой почву, и отправилась в Могилевский государственный университет им. А.Кулешова — проводить научный эксперимент.

...Накануне вечером я развила бурную деятельность: под честное слово выпросила в гардеробе областной библиотеки номерок, конфисковала у домашних пульт от телевизора, намереваясь использовать их в качестве объектов исследования. Одну сторублевую купюру на ночь поместила в морозильную камеру, другую, самую замусоленную из имевшихся в кошельке, сначала минут десять вымачивала в растворе «Доместоса», отчего та приобрела первозданную яркость, а затем «приласкала» раскаленным утюгом. По моему разумению, после такой термохимической обработки на ней не должен был выжить ни один микроб!

И со старшим преподавателем университета Ларисой Максе мы приступили к делу: нужно было как можно более четко «отпечатать» изображение купюр на агаре — веществе розоватого оттенка, на ощупь похожем на желе. «Дактилоскопировав» мои денежки, пульт и номерок, ради чистоты эксперимента решили откатать и мои пальчики, для чего их следовало основательно испачкать. Чувствуя неведомую доселе брезгливость, я подергала ручки многочисленных дверей, провела рукой по лестничным перилам и даже повозила ею по пыльному полу, чуть ли не физически ощущая на коже полчища микробов!

— Чего только мы не находили! — рассказывает Лариса Павловна о научных изысканиях своих студентов три дня спустя после нашей первой встречи. — В здании биофака уже, наверное, каждый миллиметр на наличие кишечной палочки проверили, но нашли ее только в буфете. Ребята делали смывы с поручней автобусов и троллейбусов, дверных ручек маршруток и прилавков на центральном продуктовом рынке города и были поражены результатами: микробов там обнаруживалось столько, что мы даже по разновидностям их пересчитать не могли!

Перемежая свою речь химическими формулами, Лариса Павловна готовит проросшие колонии микроорганизмов к заключительной части эксперимента: просмотру через микроскоп. Долго и тщательно настраивает прибор, регулирует освещение, резкость изображения, затем довольно улыбается и кивком головы предлагает мне занять ее место. Прильнув к окуляру, не могу сдержать вздоха изумления: там — сотни причудливых синих точек. Это кокки, возбудители самых различных болезней. Вдоволь налюбовавшись, по наклейке определяю, что смыв был сделан с моей «замороженной» сторублевки. Следующий «слайд» — купюра, прошедшая двойную обработку (бытовой химией и утюгом), — оказался непорочно чистым: на поверхности банкнота мы не обнаружили ни одного, даже самого безвредного, кокка, не говоря уж о кишечной палочке. Не врут, выходит, производители «Доместоса», утверждающие, что он убивает все известные микробы. Не было зловредной палочки и на номерке, и на пульте телевизора, и на моих пальцах, хотя разнообразные кокки присутствовали в изобилии.

Я уж совсем отчаялась, когда мой научный руководитель радостно воскликнула: «Вот она!» И придвинула ко мне микроскоп: в окружении немногочисленных кокков как–то дерзко и вальяжно, на мой взгляд, расположилась та, ради «встречи» с которой мы и затеяли этот эксперимент. Посиневшая от реактивов и красителей, кишечная палочка была похожа на маленькую стружку. И это — результат многократного оптического увеличения. Только подумайте, такая кроха, а какую большую опасность представляет, жуть просто!

Впрочем, в Могилевском областном центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья меня заверили: подхватить кишечную палочку через купюры практически невозможно. Смертельное оружие против любых микробов — солнечный свет, а потому должно произойти чрезвычайно «удачное» стечение обстоятельств, чтобы человек заболел. Например, если безлунной ночью вы купите вареную кукурузу у больного дизентерией продавца, не слишком утруждающего себя соблюдением правил гигиены и санитарии.

Вспомнив о своем удачном эксперименте с дезинфекцией сторублевки, отправляюсь изучать мировой опыт. Оказывается, первыми озаботились возможностью передачи инфекций «денежным» путем американцы: они выяснили, что практически все долларовые купюры заражены! На рельефных изображениях президентов было выявлено около сотни видов патогенных бактерий. Как они попадают на банкноты, а оттуда в организм человека? А просто: люди почему–то очень любят послюнявить пальцы, чтобы пересчитать наличные...

В США, Франции, Германии, Японии и Китае процедура обеззараживания денег озоном и ультрафиолетом уже никого не удивляет. В Японии, к примеру, их нагревают до 200 градусов. В Китае подозрительные купюры здесь сначала стерилизуются, а затем в течение четырех часов подвергаются влиянию ультрафиолетовых лучей. А российские специалисты разработали бактерицидную бумагу. Если тестирование пройдет успешно, когда–нибудь деньги будут печатать именно на ней.

Наибольшую опасность «денежные» микробы могут представлять для людей с ослабленным иммунитетом, маленьких детей и пожилых. В группе риска также те, кто по долгу службы постоянно контактирует с деньгами: кассиры, продавцы, официанты, бухгалтеры. По Интернет–информации, в Иркутске уже зарегистрировано несколько случаев чесотки у кассиров обменных пунктов. Откуда? Остается только догадываться.

— А у нас в стране деньги дезинфицируют? — с таким вопросом я обратилась к Галине Кочановской, заместителю начальника отдела кассовых операций главного управления Национального банка по Могилевской области.

— Насколько мне известно — нет. Сотрудники нашего банка изымают из обращения грязные и ветхие купюры и отвозят их в Минск.

В Нацбанке добавили, что в Минске есть специальная машина, которая определяет, насколько грязны и изношены купюры, и признанные негодными уничтожаются. Технологий дезинфекции и очищения денег в Беларуси не существует.

Не получается ли, что граждане, делая покупки в магазине, ежедневно рискуют своим здоровьем, а страна тратит огромные средства на печать так называемых заменных дензнаков только потому, что мы пока не поняли экономической пользы от отмывания грязных денег?

Ольга ПУСИКОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter