О пользе невозмутимого оптимизма

Месячный «срез» внешних политических, экономических, культурных, военно–стратегических контактов любой страны красноречиво говорит о ее интересе к разным странам и регионам и об интересе мира к ней... Мнения: оглядываясь на март

Месячный «срез» внешних политических, экономических, культурных, военно–стратегических контактов любой страны красноречиво говорит о ее интересе к разным странам и регионам и об интересе мира к ней.


Март в этом отношении был для Беларуси очень богат встречами и переговорами. Внес очень весомый вклад в укрепление тенденции к сбалансированному развитию наших отношений с Востоком и Западом. С одной стороны, многодневные переговоры А.Лукашенко с руководством России, его беседа в Сочи с президентом С.Багапшем о перспективах развития отношений между Беларусью и Абхазией, а также визиты белорусского руководителя в Сербию и Армению. С другой — переговоры в Минске с белорусскими коллегами высокопоставленных руководителей ОБСЕ и Совета Европы Ж.Соареша и министра иностранных дел Испании М.А.Моратиноса. Сбалансированные поездкой в Страсбург председателя верхней палаты нашего Парламента Б.Батуры для переговоров в Европарламенте. Деловые визиты американских и итальянских предпринимателей в Беларусь как бы попадают в одну копилку с крупномасштабным белорусско–китайским кредитным соглашением и активной поддержкой Беларусью решения о создании Сельскохозяйственного банка СНГ. А вместе с уникальным для постсоветского мира планом проведения стратегического учения «Запад–2009» уже в копилку европейской безопасности попадает посещение нашей страны натовскими военными с плановой инспекторской проверкой в рамках программы «Открытое небо».


Впрочем, немало в Беларуси тех, кто усомнится в реализуемости идеи объединить в одной упряжке норовистого восточного коня и западную трепетную лань. В чем–то такие сомнения оправданны. Особенно в свете отмеченного в нынешнем марте печального десятилетнего юбилея начала натовских бомбардировок Сербии. Решение НАТО наказать таким образом только ее было явно натянутым. С точки зрения даже элементарной этносоциологии насилие на этнической почве на территории бывшей социалистической Югославии практиковали все крупные народности: и сербы, и хорваты, и боснийцы — мусульмане, и албанцы, и македонцы. Но ответственной за насилие была назначена только Сербия. Что могла противопоставить военным действиям ослабленная страна? На какие силы опереться? Ведь не случайно многие эксперты солидарны во мнении о том, что тогдашние события стали возможными не в последнюю очередь и по причине слабости позиции Москвы. В итоге мир получил наглядный урок языка, на котором сильные говорят со слабыми. Западный военный альянс разбомбил иллюзии многих веривших в приверженность Запада приоритету самоценности человеческой жизни. Отсюда мое предположение: новый, более реалистический курс западных организаций в отношениях с Беларусью — не столько продукт прекраснодушия их лидеров, сколько признание прочности позиций нашей страны в международном сообществе.


Вместе с тем было бы неправильным и предрекать общую неудачу нового курса в связи с тем, что Запад не отказывается от ультимативных требований к Беларуси. Это явствует из недавних заявлений главы МИДа председательствующей в ЕС Чехии К.Шварценберга и еврокомиссара по внешним связям Б.Ферреро–Вальднер. Ими, в частности, было сказано, что в случае признания независимости Абхазии и Южной Осетии Беларусь окажется «вне европейского контекста», а отношения ЕС с ней будут «отброшены назад».


Эти и подобные им заявления белорусская сторона воспринимает невозмутимо, бесстрастно давая понять, что вопросы внешней и внутренней политики — атрибуты суверенитета и независимости. Остальное — приложится. Ведь, во–первых, Беларусь уже продемонстрировала свою устойчивость в море санкций и ограничений. Во–вторых, Запад привык считаться только с сильными. В–третьих, плюрализация путей политического и экономического развития, получившая сильный дополнительный импульс в результате нынешнего мирового кризиса, вполне сказалась уже и на ЕС. Он в результате уже не может сейчас говорить «одним голосом», как 10 лет назад. Яркое тому подтверждение — особая позиция Испании по целому ряду вопросов. К примеру, жесткое неприятие ею евросоюзной политики по отношению к Косово. Вкупе с только что сказанными в Минске М.А.Моратиносом теплыми словами в адрес Беларуси и в связи с предстоящим председательством Испании в ЕС мы имеем дополнительные основания быть оптимистичными и невозмутимыми...

 

«Бродит призрак коммунизма»

 

«Чудо — категория не экономическая...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter