О пользе «лишних движений»

— Зачем создавать проблему на пустом месте? — обратился в корпункт «СБ» гомельчанин Александр Дьяченко. — Понадобилось моей матери–пенсионерке подключить газовую плиту...
— Зачем создавать проблему на пустом месте? — обратился в корпункт «СБ» гомельчанин Александр Дьяченко. — Понадобилось моей матери–пенсионерке подключить газовую плиту. Простейшая операция! Звоню в «Гомельмежрайгаз» — говорят, пусть приезжает, пишет заявление. Спрашиваю, а зачем ехать? Если вам нужна лишняя бумажка, дома и оформим. Больше всего мне понравился ответ: «У нас — «одно окно». Я объяснил, что мать приехать не может — нога сломана. Тогда сказали, что написать заявление может любой человек. Причем документов никаких не требуется. Ну и в чем смысл этого механизма?

Что ж, такие мелочи порой серьезно усложняют жизнь, заставляют терять время, срываться с работы, ломать планы. Но нужно разобраться в деталях... Звоню в «Гомельмежрайгаз». Девушка на том конце провода вежлива, но непреклонна: приезжайте, пишите... Зачем? А затем, что такие услуги «оказываются только на основании заявления».

Ситуация малопонятная, тем более что другие службы не вынуждают приходить в головной офис, чтобы вызвать, к примеру, мастера по ремонту холодильников или сантехника. Опять же, поди доберись до «газовой» организации, которая расположена, мягко говоря, не в центре города. Но, возможно, у газовщиков своя специфика?

Директор управления «Гомельмежрайгаз» Анатолий Фейгин сообщил, что, требуя от людей личного визита, его организация руководствуется Постановлением Совета Министров № 268 от 24 февраля 2006 года «Об утверждении положения о порядке оказания услуг населению организациями, входящими в состав Белорусского концерна по топливу и газификации». При ближайшем рассмотрении, впрочем, выяснилось, что подобного требования в документе не содержится. Еще один аргумент: такой порядок необходим, чтобы исключить ложные вызовы.

— Бывало, приезжает машина, а адрес вымышленный, — объяснили мне в «Гомельмежрайгазе». — Но у нас государственная организация, и мы должны как–то списать транспортные расходы. Имея же заявление клиента, мы сможем взыскать деньги. Кроме того, необходимо провести комплекс работ: принять заявление, зарегистрировать в журнале, найти архивный документ о газификации, поставить штамп, согласовать замену оборудования. А выдать полную информацию по телефону человек, как правило, не может. Подъехать же к нам может любой, имея нотариально заверенную доверенность от хозяина оборудования.

Согласен, звучит внушительно. Но очень кстати мне подвернулись двое знакомых, которым понадобилось подключить новые плиты. Отправляюсь в «Гомельмежрайгаз». Три пересадки — и я на месте. По образцу пишу заявление, указывая чужие данные. Подвожу черту: «Оплату гарантирую».

— Ждите мастеров через четыре дня, — сообщает обитательница окошка.

Все. Никаких документов (тем более — доверенности) не потребовалось. С таким же успехом я мог «гарантировать оплату» и от имени Аллы Пугачевой.

Без проблем приняли и второе заявление. В этом случае, по моей просьбе, дату не назначали — предложили просто перезвонить, когда выберем время. Все вежливо и быстро. Но так и осталось загадкой: для чего понадобилось гонять меня на другой конец города? Ладно бы, вынуждая людей делать столько «лишних движений», газовщики преследовали какие–то свои выгоды. Но их разглядеть не удается (кроме того, что приходится содержать штат и переводить груды бумаги). Равно как и большой заинтересованности — об утечке клиентуры можно не беспокоиться, поскольку, кроме «Гомельмежрайгаза», никто не вправе подключить плиту. Иначе — штраф.

Вопрос остается открытым. Между тем ответ был бы интересен многим: по словам Анатолия Фейгина, в его организацию за день обращаются в среднем 50 человек по поводу ремонта газовой плиты и столько же — установки.

Фото автора.

P.S. Я обзвонил газоснабжающие организации разных городов. В Минске, Гродно и Могилеве готовы принять заявку на установку плиты по телефону. В Витебске предложили прийти, чтобы на месте оплатить работу. Но в Бресте, как и в Гомеле, надо приходить в офис и писать заявление. Так что у меня нет оснований обвинять «Гомельмежрайгаз» в «бюрократизме», поскольку я понял, насколько многообразно можно трактовать постановление Совмина...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter