О пользе и вреде чтения

Какие интересные и полезные журналы читают наши школьники?..

Однажды знакомая учительница начальной школы поделилась беспокойством по поводу увлечения ребят московским детским журналом «Приключения Шрека» (по мотивам нашумевшего голливудского мультфильма). «А ведь есть столько хорошей, по–настоящему литературной периодики для детей, которая придерживается лучших традиций педагогики: образно, с учетом возрастной аудитории подает познавательный материал, но при этом выполняет и развлекательную функцию», — сокрушалась она.


Согласно словарю Ожегова журнал — это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи или художественные произведения. А книга для детей, как писал Янка Мавр, должна быть только доброй книгой, интересной и полезной.


Какие же добрые, интересные и полезные журналы читают наши школьники? Я провела опрос четвероклассников нескольких гродненских школ. Лидирующие позиции заняли журналы «Каламбур» и «Приключения Шрека».


Итак, беру в руки «Каламбур» — «продвинутый журнал для прикольных детей». (Кстати, второй детский журнал того же московского издательства «Один дома» — «прикольный журнал для продвинутых».) В словаре синонимов русского языка «двинуть» относится к просторечию и означает «кокнуть», «долбануть». Слова «прикольный» и вовсе нет ни в одном словаре. Как и слова «продолбанутый» (простите, «продвинутый») — это сленг.


«Каламбур» — журнал юмористический. Юмора, безусловно, в нем хватает. Вот, например, конкурс надписей на двери детской комнаты. Среди призеров — серьезные ответы, лишенные даже минимальных признаков каламбура: «Без противогаза не входить!», «Вход платный, выход тоже», «Родителям вход запрещен!»... Может, это и смешно, но что–то не то «капает на мозги»...


Треть журнала — реклама мобильных и компьютерных игр. Детям предлагают «без особых проблем прибить любого персонажа», «возглавить армию гномов и использовать могущественную некромантию против орд восставших мертвецов», «вступать в разборки и доказывать, что круче тебя нет никого». Что–то уже даже не до шуток... Проследить, во что играет ребенок в мобильном или компьютере, и так нелегко. А тут еще любимый журнал и уговаривает, и четкие ориентиры дает. Отчего не поиграть!


В «Приключениях Шрека» главный герой журнала отправился на поиски мира и спокойствия и на своем пути встретил много забавных друзей, коварных врагов и даже любовь. Казалось бы, что плохого? Однако добро и зло, друзья и враги — все перепутано. Кот в сапогах сражается за любимую кошечку, а в «благодарность» слышит от нее: «Не протягивай лапы, жалкий комок шерсти». Прекрасный принц предан своей матери, которая «не уступает ему в алчности». В каждом номере — сказки на новый лад. Гадкий осленок, например, родился от утки. Кот в сапогах людоеда, превратившегося в змею, перерезает коньками...


А что же сам Шрек, предлагающий детям слепить из ушной серы симпатичные свечки?! Образ Чебурашки у Эдуарда Успенского возник из девочки, одетой в шубу на вырост. Это было беспомощное лохматое существо, очень милое и трогательное. Кот Матроскин написан с режиссера журнала «Фитиль», который, по признанию писателя, покорил его своей хозяйственностью, способностью думать не над глобальными проблемами, а о быте каждого дня. Вместе с тем Шрек — зеленый тролль, который искренне жалеет, что «ты не людоед — это тебе могло бы пригодиться...»


Ни для кого не секрет, что современные мальчики и девочки развиваются в условиях мощной информационной среды, часто далекой от идеалов высокой культуры. Статистика показывает: каждые девять из десяти детей в возрасте от 8 до 15 лет так или иначе сталкиваются с порнографией, 17 процентов несовершеннолетних заглядывают на запретные ресурсы в Интернете, 5,5 процента — готовы применить их в жизни.


Невозможно ребенку запретить пользоваться Интернетом, играть в мобильные игры, покупать и читать журналы, которые ему нравятся. Но можно и нужно учить его грамотно вести себя в потоке информации, осознанному подходу к увиденному или прочитанному.


Эдуард Успенский писал: «Детская книжка (добавим: и журнал!) — это проповедь. Кто что проповедует. Одни — радость бытия, счастье жизни, другие, наоборот, говорят: «Дети! Жизнь — страшная штука. Тренируйтесь, набивайте мускулы, будьте агрессорами».


Каждый действительно проповедует свое. Потому что одни руководствуются высокой нравственностью. Другие — стремлением к прибыли любой ценой. Вот только как это отразится на тех, кто сегодня доказывает свою крутость компьютерным персонажам, а завтра будет править реальным миром?


Ирина ФОМЕНКОВА, педагог, филолог, член Союза писателей Беларуси, Гродно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter