О росте доходов

О получке и зарплате

Не так давно Белстат опубликовал отчет об апрельской зарплате. В среднем она выросла на 6 с лишним рублей по сравнению с мартом. Традиционно в авангарде по доходам айтишники и работники сферы информационного обслуживания. Меньше всех получают в культуре. Конечно, эти цифры весьма условные. Из личного опыта знаю — далеко не все мои знакомые компьютерщики купаются в золоте, да и голодающих музейных работников я тоже не встречал.


Еще в ноябре прошлого года Президент говорил о том, что среднюю зарплату нужно возвращать на уровень 500 долларов с учетом роста производительности труда. А уже в апреле, развивая тему, добавил, что планка в 1.000 рублей — это минимум, который государство должно помочь заработать. Дальше нужно шевелиться самим. Ключевое слово тут очевидно: заработать. Честно признаться, слово «получка», тянущееся еще из тех времен, когда крутиться было не принято, меня лично коробит. Созвучно в чем–то с подачкой. Вот «доход» или «прибыль» — другое дело. Не понятно только, почему эти два последних термина употребляют, когда речь идет в целом о каком–нибудь предприятии, а не личном кошельке работника. А ведь вещи эти взаимосвязаны. Получку повысить нельзя. А личный доход можно. И это — вполне рыночный подход, если, конечно, не бояться работы. Порой — очень сложной.

Вот один из примеров. К нам в корпункт часто заходят распространители товаров. Предлагают все: от книг до сковородок. Отношение к ним у офисных работников часто негативное. Одна из таких посетительниц со мной и моим коллегой из другого издания разоткровенничалась: мол, бывает, и на грубость можно нарваться. Коллега даже пожалел ее, а потом невзначай спросил о зарплате. Услышав, что она зарабатывает в месяц в полтора–два раза больше него, причем без всякого образования, градус сочувствия журналист со стажем резко снизил.

Кстати, торговля в Бресте — одно из прибыльных направлений. Особенно если речь идет о работе региональных представителей. Здесь можно заработать и 1.000 рублей, и выше. Но чтобы увеличить личную прибыль, нужно изрядно попотеть. Знаю не понаслышке от товарища из этой сферы. За день он наматывает порой десятки километров по торговым точкам, продвигая товар своей фирмы. Выполнишь план — рассчитывай на хорошие барыши. Перевыполнение сулит дополнительные премии.

И касается это не только города, но и села. Адреса успешных хозяйств в одной только Брестской области можно перечислять долго. И везде руководство работает над тем, чтобы повысить рентабельность предприятий, ведь это влечет за собой рост зарплат. В СПК «Вознесенский», что в Жабинковском районе, например, средняя уже 600 рублей, в ОАО «Хмелево» — там же, под Жабинкой, чуть меньше, но к этой цифре приближается. И будет расти дальше. Но все это — опять–таки усредненность. А, например, в посевную и уборочную каждый крестьянин сам может существенно пополнить свой кошелек. Многое ведь зависит от выработки. Как посеешь, так и пожнешь. Ну и за бонусами дело не заржавеет. В упомянутом «Вознесенском» за посевную механизаторам полагалась премия — 50 рублей. При том, что задачи работать в полях круглосуточно не ставилось. Достаточно было усердно трудиться в течение рабочего дня. Кстати, передовиков здесь по старой доброй традиции отмечают занесением на Доску почета. Но это не просто моральное поощрение, а опять–таки ежемесячная прибавка к зарплате — 30 рублей.

И совсем не случайно в подобных хозяйствах не жалуются на текучесть кадров. Возможность хорошо заработать сегодня определяет многое. Есть уже в Брестской области примеры, когда рядовые работники крепких сельхозпредприятий приватизируют предоставленные им дома, не влезая в кредиты. Доходы позволяют накопить нужные суммы.

А что в промышленности по части зарплат? Моя последняя поездка в Микашевичи, где градообразующее предприятие — известный на всю страну «Гранит», оставила только эмоциональный позитив. Молодые семьи остаются и строятся там, в глубинке, потому что зарабатывают так, что запросто стирают границы между столицей и периферией. Выехать на какой–нибудь концерт в Минск для них так же просто, как сходить в магазин. И здесь опять–таки главный критерий: труд с самоотдачей.

Теперь ложка дегтя. Приводит статистика и сферы с низким доходом. Но приходишь в организацию из небогатой отрасли, смотришь на унылого сотрудника, весь день пьющего кофе и раскладывающего пасьянс на компьютере, но при этом жалующегося на скудный «расчетник», и задаешься вопросом: а чего ж ты хотел? Вот мой знакомый брестчанин, рядовой научный сотрудник в музее, тоже получает немного. Но недавно вернулся с отдыха за границей. Как заработал? В свободное время вел экскурсии по официальному договору с турагентством. Не в ущерб основной работе. Писал статьи в СМИ и ежемесячно откладывал гонорары. В общем, он точно знает, что под лежачий камень вода не течет...

alexbresta@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter