О нашей Великой Победе говорить надо не только в праздничные дни

О Победе. О Великой

Каждый из наших идеологов и пропагандистов, разумеется, и сам найдет, что сказать аудитории, когда речь заходит о нашей Великой Победе. Однако поделюсь с вами и своими, как молодежь нынче говорит, лайфхаками.

Не обычная война

Это была не просто война. И это была не просто победа.

На момент начала Второй мировой войны Германия обладала уникальным военным инструментом — танковыми группами. Никто в мире не мог в тот момент противостоять вермахту.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. 27 сентября пала Варшава, последнее подразделение польской армии сдалось немцам 6 октября. Польша сопротивлялась чуть больше месяца.

В апреле 1940 года вермахт оккупировал Данию и Норвегию. За день, без сопротивления, просто ввел войска. За три недели апреля 1941 года Германия оккупировала Югославию и Грецию, разбив их вооруженные силы, а также войска Британской империи.

10 мая 1940 года немцы начали блицкриг против группы армий Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и британских вооруженных сил. 22 июня Франция капитулировала, не продержавшись против вермахта и полутора месяцев. Остальные страны сдались практически сразу. Англичане бежали через Ла‑Манш, бросив все, часто даже без личного оружия.

На Францию вместе с войсками всего, можно сказать, Европейского континента немцам хватило одной танковой группы. И полутора месяцев. На Советский Союз 22 июня 1941 года ударили четыре такие группы. Ни у кого в мире в то время не было защиты против такого оружия.
И тем не менее мы выстояли и победили. Единственные в Европе и мире. Да, это стоило большой крови и жертв, но и цена Великой Победы была запредельна.
Наши предки сумели совершить вошедший в историю всей планеты подвиг. И мы не имеем никаких прав на забвение, преуменьшение, незнание или пренебрежение этим подвигом.

«Победы, в честь которой 9 мая 1945 года ликовал весь мир. 80 лет назад внимание всего человечества было приковано к нашей стране — Советскому Союзу, государству, сокрушившему фашистскую Германию, «трижды проклятую», как писала в этот день наша «Советская Белоруссия», — напомнил Президент 6 мая 2025 года, выступая на торжественном собрании к 80‑летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Свято хранить память об этом, о таком подвиге — это и долг перед прошлым. И база мировоззрения для живущих. И условие выживания для страны и народа в будущем.

Не просто конфликт

Это был не просто вооруженный конфликт. Впервые, пожалуй, в истории человечества речь шла о геноциде многих народов «в промышленных масштабах». О тотальной зачистке территорий от проживающего населения с целью расширения жизненного пространства Третьего рейха (Lebensraum).

Согласно нацистскому «Генеральному плану «Ост», евреев, цыган и больных предстояло уничтожить поголовно. К «онемечиванию» предлагалось оставить (в качестве рабов: обслуги, чернорабочих и местных коллаборантов) 50 процентов чехов, 35 процентов украинцев, 25 процентов белорусов. Остальные должны были быть, по лицемерному выражению, «переселены в Сибирь».

Иными словами, немедленному уничтожению подлежали половина чехов, две трети украинцев, три четверти белорусов. При постепенном вымирании («онемечивании») остальных. Впервые в истории перед белорусами зримо маячило полное исчезновение — как народа и как государства. И не от стихийных бедствий или стечения обстоятельств — от расчетливой государственной политики враждебного государства.

Точнее будет сказать: от политики, проводимой объединенной (к тому времени) Гитлером под собою Европы.

Белорусы должны были быть убиты в лагерях смерти, заморены голодом, заезжены до смерти на работах — как на Третий рейх, так и на отдельно взятых фашистов, причем речь не шла о разделении на детей и стариков, женщин и мужчин — все. Остальные должны были стать полицаями. Хиви. Немецкими подстилками, как это называли в народе. И тоже в конце концов быть «онемеченными».
Геноцид белорусского народа, который в наше время расследует Генеральная прокуратура, — не слова и не конъюнктура. Это европейский позор, о котором должен знать и помнить весь мир.
Для нас, белорусов, Великая Победа — это еще и память о Хатыни, о сожженных заживо деревнях, о детских лагерях для забора крови, о Тростенце, Озаричах и яме в Минском гетто.

«Нашу жизнь наши дети в том числе будут оценивать так, как мы оцениваем и бережем память о своих родителях, — констатировал Александр Лукашенко на торжественном собрании 6 мая 2025 года к 80‑летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. — Поэтому, если мы хотим, чтобы новое поколение, наши дети и внуки к нам относились с уважением, мы должны чтить эту память».

Плюс простое осознание того, что нас, сегодня живущих, могло и просто не быть. Мы есть — и мы не должны забыть о подвиге предков. О тех, кто своими жизнями даровал нам наши.

mukovoz@sb.by

https://t.me/nakipelo_by
 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter