Литографии и керамика Пикассо в галерее LIBRA: открылась выставка «Параграфы»

О Пабло Пикассо замолвите слово

Выставка «Пабло Пикассо. Параграфы» открылась в выставочном зале LIBRA: компактная экспозиция успевает познакомить зрителя с художником, но не успевает утомить.


В основе — корпус тиражной графики Пикассо из частных коллекций, а также керамика (эксперименты с фаянсом и бисквитом великий авангардист начал уже в пожилом возрасте, однако успел оставить значительное наследие, толика которого хранится в Беларуси).

— На выставке представлена 61 оригинальная работа из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции, отражающая почти все основные этапы творческого пути Пабло Пикассо, — рассказал куратор проекта Денис Барсуков. — Большая часть, например, литографии с известных живописных работ, сделана при жизни художника. Также демонстрируется 20 произведений керамики Пикассо из коллекции Национального художественного музея Беларуси. Кроме того, мы включили в экспозицию 25 фотографий, отображающих разные моменты жизни Пикассо, и около 20 скульптур и керамических изделий известных белорусских авторов — Павла Войницкого, Михаила Инькова, Дмитрия Оганова, Александра Соколова, Елены Чепелевой.


К тиражным предметам искусства у обывателя отношение двойственное, идет ли речь о тарелочках с изображениями знаменитой голубки или о графических работах. В живописи все просто: есть «Девочка на шаре» — холст размером метр на полтора или гигантская «Герника» (тут уже все три с половиной на восемь метров). Что называется, «бярэш у рукi — маеш рэч». И сразу понятно, за что деньги плачены. Оттиск на бумаге в обыденном сознании видится чем-то менее значительным, а то и награждается обидным ярлыком «подделки». Что, разу­меется, глубоко ошибочно: ценность произведения искусства определяется отнюдь не по метражу, труд художника — это не работа маляра. 


«Так ведь литографии печатали другие люди, а не сам Пикассо!» — попытается уличить кураторов в лукавстве знающий. И слукавит сам. Да, Марк Шагал, например, всерьез увлекался эстампом и нередко лично делал оттиски своих работ, но и он в силу сложности производства не мог самостоятельно обеспечить весь технологический процесс. Понятие «рука автора» в случае с тиражной графикой не буквально: художник создает работу, а перенос изображения на печать доверяет техническим специалистам. Итог — такое же авторское произведение, как облаченный в богатую раму холст, подлинник есть подлинник. 

— Основная часть выставленных работ была сделана во время бума литографии, когда к этому методу распространения своих произведений прибегали все знаменитые художники, от Пикассо до Сальвадора Дали, — поясняет куратор зала Олег Рыжков. — Это аукционные работы, они все номерные, подписные, каждый аукционный дом знает, в чьих руках — у частного владельца или в музее — какой экземпляр находится. Относиться к ним нужно как к произведениям искусства. Ну и, с моей точки зрения, сделать литографию намного сложнее, чем написать оригинальную картину. 


Выставка получилась камерная, достаточно компактная и при этом насыщенная: яркие эмоциональные образы из серии Les Bleus de Barcelone, заставляющая вздрагивать серия «Война и мир», этюды к антифашистской «Гернике», графический портрет Жаклин Рок (жены художника) — у него можно простоять час, любуясь удивительной красотой. «Параграфы» строятся по принципу литературного сборника. Дополнение в виде работ белорусских авторов смотрится органично, позволяя выстроить вполне внятную линию преемственности — от классики к современности — и заодно обратить внимание на отечественное искусство: не то чтобы погрузиться глубоко, но хотя бы присмотреться, свести знакомство. Керамика Пикассо из фондов НХМ также заслуживает внимания — ее время от времени достают из запасников и демонстрируют, но нечасто (к слову, 20 экземпляров кувшинов и тарелочек, к которым приложил руку великий Пабло, страховщиками оцениваются в 300 тысяч долларов).

   Выставка «Пабло Пикассо. Параграфы» отражает основные этапы творчества мастера — ранний период, «голубой период», аналитический и синтетический кубизм. Также представлены эскизы к самой знаменитой картине художника «Герника» и серии позднего творчества «Торос и торерос», «Война и мир».

Можно, конечно, пожаловаться, отчего кураторы не везут в Беларусь «Алжирских женщин» и «Авиньонских девиц», но мысль о гигантских страховых суммах и условиях, которыми обставлены подобные выезды, надежно запечатывает уста: есть вещи, которые даже национальным музеям организовать очень непросто и дорого. График гастролей известных картин расписан на годы вперед — точь-в-точь как у мировых звезд. Есть и работы, которые никогда не покидают «порт приписки», любоваться ими можно только на месте: покупай билет до Мадрида, Парижа или Нью-Йорка — и вперед, на встречу с прекрасным! Если, конечно, позволят время и обстоятельства. И в этих условиях легкие, мобильные и менее дорогие графические работы дают хорошую возможность познакомиться с творчеством мастеров, не покидая собственной страны и не переплачивая за билеты.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter