О нирване в горах и под ними

Письмо из Цинхая
Буддистов в мире немало, причем самых разнообразных. Большинство китайских, например, — приверженцы Махаяны, не основной, кстати, доктрины. Главная — Хинаяна, «Большая колесница», а Махаяна, понятно, — колесница «Малая». Так исторически сложилось, что родившаяся в Индии Хинаяна учила больше индивидуальному спасению — как жить так, чтобы вырваться из бесконечного цикла перерождений и достичь нирваны. Отказаться от всех желаний, не хотеть ни плохого, ни лучшего — просто созерцать жизнь. Такой подход, конечно, не для коллективистов–китайцев. Махаяна же полагает, что совершенство одного невозможно без совершенства всех. И достигшие просветления (их называют бодхисатвами) остаются в мире, помогая другим. Совсем ведь другое дело!

Конечно, делить весь буддизм лишь на две, пусть и главные, школы было бы упрощением. На каждой ветви свои отростки имеются. Есть, например, еще чань, в мире более известный как дзен — в нем причудливо соединился собственно буддизм с единственной «родной» китайской религией даосизмом. А есть ведь еще и тибетский буддизм, о котором легенд и мифов сложено столько, что и не пересчитать. Все, конечно, от нехватки информации — Тибет далеко и высоко, добраться непросто. Да и, если доберетесь, не факт, что узнаете нюансы. Сложная земля — высокогорье. Этим летом один немецкий турист, совершавший кору (паломничество) вокруг священной горы Кайлас, умер прямо во время ритуала. Но любой буддист скажет: не стоит грустить — умер он в святом месте и, возможно, достиг нирваны. Если жил праведно.

В XI в. тибетский буддизм разделился на четыре школы (их еще называют сектами — без всякого негативного оттенка): Красную, Цветную, Белую и Желтую. У каждой — своя храмовая организация и система изучения священных текстов. С 1642 года в Тибете доминирует секта Гелукпа — Желтой шапки, которую основал Цункапа. Недавно я побывала на его родине, там стоит сейчас монастырь Таэр (тибетское название Кумбум) — один из самых почитаемых в тибетском буддизме. Священное место.

Есть такое понятие — «намоленное место». Это как раз про Кумбум — хоть и не буддистка, все время хотелось молиться: в таких местах имя твоего личного Бога значения не имеет. Есть монастыри и храмы туристические, а есть настоящие — туда нелегко добраться, там живут познавшие истину ламы с прищуренными глазами. Я была в таком горном (высота 4.400 м над уровнем моря) монастыре в провинции Юньнань этим летом. До сих пор под впечатлением: истина была так близко, до нее можно было дотронуться — для нас даже открыли специальное хранилище древних сутр. Таинственное место — не для всех. Наверное, я еще не готова. Мне, наверное, нужно что–то более доступное — не готова еще отказаться от желаний.

Монастырь Кумбум расположен в 30 км от города Синин, столицы провинции Цинхай. На среднегорье, между прочим («всего» 2.200 м). Место с точки зрения географии вполне доступное, но не утратившее священного ореола. Именно здесь в 1357 г. родился Цункапа. Утверждают, что в месте, где капля крови с его пуповины упала на землю, тут же выросло дерево с тысячью листьев. А на каждом листочке — изображение Будды. Это дерево, кстати, еще живо в одном из монастырских дворов — верующие и сегодня с трепетом разглядывают его листья, надеясь узреть лик просветленного. То, что Цункапа — святой, осознавали и при жизни. Два его главных ученика стали самыми великими из живых Будд — Далай ламой («океан мудрости») и Панчен ламой. Теперь это титулы.

...Сквозь сырой осенний туман проступают очертания храмов и... голые пятки: истинные верующие молятся здесь, распластываясь на тюфячках, расстеленных на полу, он отполирован до блеска миллионами рук. Они зажигают лампады из ячьего масла, которое, медленно сгорая, окутывает монастырь специфическим запахом. Верующие оставляют на алтарях деньги и берут сдачу прямо тут же — никогда раньше такого не видела. Комнату старого монаха отапливает печка с торчащей из стены трубой — запах сгорающего угля смешивается с «ароматом» ячьего масла, получается нечто непередаваемо странно–непривычное. Паломники смотрят на меня с любопытством и свысока — как тот лама в горном монастыре: понимают, что их истину я постигну не скоро.

Но на горизонте уже маячит Кайлас...

Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter