О мирском и духовном

Православные, католики, протестанты, иудеи, мусульмане — страна наша исторически сложилась как многоконфессиональная. Жить в мире и согласии — всем понятная и желанная цель...
Православные, католики, протестанты, иудеи, мусульмане — страна наша исторически сложилась как многоконфессиональная. Жить в мире и согласии — всем понятная и желанная цель. Вместе с тем достигается она не так уж легко: надо много работать, уметь слушать и понимать друг друга. Какие актуальные темы, острые проблемы обсуждаются в диалоге государства и церкви, рассказывает Леонид Гуляко, уполномоченный по делам религий и национальностей.

— Леонид Павлович, недавно на встречу за «круглым столом» с заместителем Премьер–министра Александром Косинцем собрались представители практически всех зарегистрированных религиозных общин страны. Инициатором и организатором обсуждения выступило государство. Значит, назрела необходимость такого разговора?

— Действительно, приехали руководители Белорусской православной, Римско–католической, Старообрядческой церквей, 9 протестантских, 3 иудейских, 2 мусульманских объединений. Однако никаких экстраординарных причин не было. Просто некоторые вопросы лучше обсуждать сообща, чтобы не возникало недоразумений или недопонимания.

Сегодня к особо животрепещущим темам относятся строительство и реконструкция культовых сооружений. Нас беспокоит, что такое печальное явление, как долгострой, не обошло стороной и церковные проекты. 14 культовых объектов начали строить еще в 1990 — 1995 годах, 55 — в 1996 — 2000 годах и не завершили до сих пор! А ведь любое затянувшееся строительство — источник неудобств и бытового дискомфорта для окружающих, независимо от того, верующие они или нет, к тому же неэффективно используются материальные средства. Государство оказывает значительную помощь церковному строительству, реставрации храмов — историко–культурных памятников. И конечно же, хочет, чтобы деньги вкладывались в дело с пользой. В целом ориентировочная стоимость строящихся культовых зданий превышает 151 миллиард 350 миллионов рублей. Безусловно, можно понять стремление верующих после долгих лет религиозной несвободы возводить храмы. И эта работа ведется. Однако необходимо трезво взвешивать возможности. И мне кажется, в напоминании об этом нет ничего обидного или оскорбительного.

— Культовые новостройки действительно стали приметой времени. Однако Беларусь богата и стариной. Многие памятники истории и культуры, некогда создававшиеся как храмы, возвращены конфессиям, в них, как и положено, люди молятся, а не перебирают овощи или складируют удобрения.

— Всего верующим возвращено 1.140 строений. И процесс не завершен: некоторые предложения рассматриваются органами власти. Сейчас у нас 607 памятников истории и культуры — бывших или действующих культовых зданий. Значительная часть их уже также передана религиозным организациям. Взаимными стараниями церквей и государственных органов, центральных и местных, многие из них по–настоящему ожили, помолодели. Кстати, процедуру придания категории мирового духовного наследия проходят гродненская Каложа, Спасо–Преображенская церковь в Полоцке, оборонная церковь в Сынковичах, костел бывшего монастыря иезуитов в Несвиже и Петро–Павловский собор в Гомеле. Такие объекты находятся под охраной ЮНЕСКО.

И все же есть повод для тревоги. Восстановление и реставрация могли бы продвигаться более энергично. Ведь в буквальном смысле время не терпит. Годы — а для некоторых памятников они уже превратились в столетия — неумолимы. Поэтому любой нынешний недосмотр, недочет превращается в неизбежные значительные потери для будущих поколений. К сожалению, 37 объектов пока не используются и находятся в полуразрушенном состоянии.

— Леонид Павлович, священники не перестают учить паству: церковь — это в первую очередь люди. Так что человеческий фактор играет принципиальную роль в организации жизни духовной. Вы много ездите по стране и наблюдаете, как и чем живут белорусские верующие. Какие у них проблемы?

— Проблемы есть у нас всех. И мы стараемся их более или менее успешно решать. Верующие не исключение. Просто с просьбами они идут не только в местный исполком, но и к священникам. И роль батюшки, ксендза, пастора, муллы или раввина порой также весьма существенна. Поэтому так важно, чтобы простой прихожанин и священник в прямом и переносном смысле говорили на одном языке. Что сделать теперь не так уж трудно. В стране действуют 13 высших духовных учебных заведений — Белорусской православной, Римско–католической церквей, евангельских христиан баптистов, христиан веры евангельской, адвентистов седьмого дня. Если священников не хватает, можно расширить подготовку. В ходе встречи Александр Николаевич Косинец высказал мнение: мы за то, чтобы священнослужители, независимо от конфессиональной принадлежности, были выходцами из Беларуси. Нельзя осуществлять религиозную деятельность, не зная белорусский или русский язык, менталитет народа, его обычаи и традиции. Думаю, с ним согласятся представители всех конфессий.

Судя по тому, что я вижу, в Беларуси религиозная жизнь довольно интенсивна. Без реальной свободы вероисповедания такое вряд ли стало бы возможным. Законодательная практика, касающаяся конфессий, доказала свою эффективность и демократизм. Указами Президента религиозные организации освобождены от земельного налога и налога на недвижимость. Коммунальные услуги ими оплачиваются по тарифам для населения. Государство предоставляет отсрочку от военного призыва слушателям духовных учебных заведений и священнослужителям Римско–католической церкви — в нынешнем году таковых оказалось 66 человек. Верующим созданы очень благоприятные условия, каких нет не только в странах СНГ, но, по некоторым параметрам, даже в Западной Европе. При этом необходимо подчеркнуть: налоговые льготы предоставляются всем зарегистрированным религиозным организациям независимо от конфессиональной принадлежности.

Да, определенные спорные ситуации возникают. Но где их нет? Главное в таких случаях — не выходить за пределы правового поля. И тогда приемлемое решение обязательно найдется. Жить верующему приходится по законам не только Божьим, но и мирским. Сделать это вполне реально. Была бы на то добрая воля.

Справка «СБ»

С 1980-го по 2007 год в Беларуси у наиболее крупных религиозных направлений количество культовых строений, типовых и приспособленных под молитвенные цели, возросло у Православной церкви в 3,4 раза, у Римско-католической – в 4 раза, у протестантских организаций – в 10,7 раза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter