О машинах пьяных водителей

Об ужесточении наказания за вождение в нетрезвом виде

Правительство предлагает за «нетрезвое вождение» наказывать пожизненным лишением прав и конфискацией авто. Об этой инициативе недавно в Парламенте сказал вице–премьер Анатолий Тозик, добавив, что «автомобиль будет изыматься независимо от того, кому принадлежит — водителю, его родственнику или другу». Различные варианты ужесточения наказания периодически рассматриваются на протяжении последних пяти лет. Это предложение, пожалуй, наиболее строгое.


Бесспорно, пьяный за рулем — потенциальный преступник. И у такой меры, как конфискация, немало сторонников. Мол, не на чем ездить — не будет угрозой на дорогах. Комментируя это, некоторые юристы считают, что к возможной правоприменительной практике есть некоторые вопросы. Прежде всего — неприкосновенность частной собственности. И предлагают сумму штрафа сделать адекватной стоимости авто. А виновник пусть сам решает, продавать ли для оплаты штрафа машину. И потом... Кто–то ездит на новом «Бентли», кто–то на стареньком «Пассате». Доводы  приводятся примерно такие: как соблюсти равенство правонарушителей перед законом, если счет наказания первого пойдет на сотни тысяч долларов, а второго — на две–три? А если, например, задержанный за промилле — не владелец? Почему кто–то должен отвечать за чужой проступок своей собственностью? Ведь не несет же ответственности хозяин квартиры, если в ней в его отсутствие совершил правонарушение квартирант. И правильно ли за прегрешение одного нерадивого водителя наказывать всю семью? Ведь в ней, как правило, один автомобиль. И не важно, на кого он оформлен, — имущество нажито совместно. Почему его должна лишаться жена по вине супруга–выпивохи или наоборот?


Есть и противоположная точка зрения, твердо защищающая идею о конфискации машин. Она тоже очень убедительна.


Словом, разных мнений много. Речь идет о человеке, который считает правилом садиться за руль пьяным, и многие уверены, что «горбатого могила исправит». Ему и отсутствие прав нипочем. А угроза конфискации может сыграть злую шутку. Вылиться, например, в уличные гонки с самыми непредсказуемыми последствиями — потеря–то весомая. Важны и другие подробности. Например, какое ведомство будет распоряжаться конфискованными авто? Каким образом? В каких случаях это будет применяться — при повторном нарушении или сразу? Или сколько промилле при этом должно быть в организме нарушителя? Что делать, если лишен прав пожизненно, но все равно управляет автомобилем? И если при этом по его вине ДТП? Какие из всего этого есть исключения? Надеюсь, все эти вопросы учитывались при разработке проекта нового документа...


А что в других странах? Не знаю, можно ли назвать итальянцев любителями выпить, но вино там национальный напиток, не употребляемый разве что детьми по утрам. При этом наказание за нетрезвое вождение сурово, а с этого года оно еще ужесточено: допустимый уровень алкоголя максимально приближен к нулю. Строгость напрямую зависит от количества промилле в крови. Нижний порог — от 0 до 0,5 г/л. То есть даже при обнаружении 0,0001 придется заплатить от 155 до 624 евро. От 0,5 до 0,8 г/л — штраф 500 — 2.000 евро и лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев. Если в крови 0,8 — 1,5 г/л — штраф 800 — 3.200 евро, лишение прав от 6 месяцев до года и арест до 6 месяцев. Подчеркну, не «и/или», а именно «и». Теперь самое интересное: свыше 1,5 г/л — штраф от 1.500 до 6.000 евро плюс лишение прав от года до двух плюс арест от 3 месяцев до года и плюс конфискация автомобиля, если за рулем собственник. Все это, оговорюсь, только за то, что поймали нетрезвым. Если при этом случилось ДТП да еще и со смертельным исходом, лишение прав пожизненное и уголовная ответственность по совокупности.


Каков же эффект? За последние годы число задержанных нетрезвых водителей сократилось в Италии на 10%. Однако за январь — октябрь 2011 года статистика зафиксировала рост. Правда, вполне возможно, цифра увеличилась за счет снижения порога допустимого содержания алкоголя в крови. Но вот что обращает на себя внимание. В то время как в 60–миллионной Италии, где зарегистрировано 42 миллиона автомобилей, в этом году на нетрезвых водителей составлено 21.840 протоколов, в Беларуси — 40.000. Каждый 10–й случай — повторный. Уголовных дел — более 4.000.


...Смотрю последние сводки. Молодой человек сбил девушку, она умерла. На дороге погиб ребенок. Наехали на пенсионерку. И во всех случаях за рулем были пьяные водители. Ежедневно ГАИ останавливает трагически большое количество нетрезвых водителей. Что делать? Считать «промилле», слушать объяснения вроде «да я только кружечку пива»? Или все–таки безжалостно карать тех, кто из–за своей распущенности убивает других? И все–таки изымать автомобили, вне зависимости взяты ли они «по доверенности» или просто «покататься у знакомого»? Пусть каждый читатель сам ответит на этот вопрос. Но ясно одно: нельзя допустить, чтобы из–за распущенности и безответственности гибли люди...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter