О любви к бессловесным тварям

Малые жанры Светланы Лицкевич
Весь дом у нас кормит живность. Еду для прибившихся под четвертым подъездом кошачьих семейств носят многие. А после трапезы всех мурзиков подъездная территория сильно смахивает на помойку: коробки от тортов, обертки от масла, полиэтиленовые пакеты и прочая тара живописной кучей дополняет ландшафт. Сострадание — это всегда хорошо, оно делает нас чище и лучше. Окружающую среду, правда, не всегда. Ну да ладно. Добро ведь всегда с некоторыми осложнениями бывает. Как в той поговорке.

«Людей надо бояться, что ты от собаки прыгаешь?» — басит мне в ухо соседка. От ее собаки, выскочившей из подъезда, мы с сыном еле успели увернуться. Собака незлая, добродушная даже. Потому по детской площадке носится свободно, волоча за собой поводок. Ерунда, что размером с новорожденного теленка.

Собака–то добрая, но все знают сварливую натуру ее хозяйки. За свою любимицу уж она–то точно похлеще любого питбуля вцепится. Потому мамы подхватывают малышей и ретируются. А хозяйка с наслаждением наблюдает, как добрейшая ее собака гоняет по пустой площадке котов. Тех самых, которых весь дом кормит. Может, они для этого и нужны, чтобы собачка не скучала?

Какая–то «добрая душа» вызвала однажды службу отлова. «Живодеры», — разнесся по двору истошный крик. И полетели клочки по закоулочкам. Через 5 минут хватать можно было разве что самих защитников животных — все мурзики разбежались. Еще немного побродив по двору, отмахиваясь от «гринписа» подъездного масштаба, сотрудники службы отлова уехали ни с чем.

А потом? Каждый решает проблему в силу своего разумения. Сначала собаку кормить, потом ее щенков и так далее. А после — снова бой с отловщиками — покой нам только снится. Суровый город глух к стенаниям слабых. Однажды в наш двор приходил мужик из какой–то там (никто и не запомнил) благотворительной организации. Предлагал зверюшек стерилизовать. Мол, любимцы ваши по–прежнему с вами будут. Просто размножаться в геометрической прогрессии перестанут. Что тут началось: издевательство над природой, им же больно будет... Короче, выгнали мужика. Моя знакомая — одинокая учительница. Ее небольшой бюджет поделен четко: лепта всегда идет на содержание в приюте подобранных ею питомцев. Лепта, прошу заметить, немалая — примерно треть всех доходов. Когда я пытаюсь ее подкалывать, она резко обрывает: «Ты глаза их видела?» Замолкаю, не имея желания уточнять, чьи именно — собак, людей, детей или живодеров. Стоит заговорить об этом, и смиренная знакомая на глазах в какую–то фурию превращается, смотрит на меня с ненавистью. Будто это я лично всех котов города лишила приюта.

Если понаблюдать за отношениями «человек — брат его меньший» в разрезе одного двора, немало любопытных сюжетиков можно отыскать. Щемящее, трогательное сострадание к животным почему–то нередко бок о бок с агрессией идет. Взаимодополняют они друг друга, что ли. Скажем, старушку, которая для дворовых питомцев вроде матери Терезы, смертным боем бьет сын. Мать — добрейшей души человек, откуда взялось такое чудовище? Почему дети, тех, кто сострадает бесприютным животным, относятся к этому уже совсем по–другому. Недалеко от нашего дома частный сектор. Там какой только живности не держат. Есть и парочка коров, пасут которых у «железки». Ребятня из нашего двора однажды была замечена вот за чем: у доверчивого до одури животного отпиливали рог. Живьем. Чего–то там хотели из него вырезать. Трое держали, двое пилили. Их спугнули, а несчастная корова так и осталась стоять с окровавленной головой. Тоже, между прочим, отпрыски людей, не чуждых сострадания.

А чего это я, собственно, все про свой двор? Центр вселенной он, что ли? Для меня, для нескольких сотен моих соседей, пожалуй, да. А многие из вас, думаю, наблюдают из собственного окошка нечто похожее. Типичные картинки городской жизни людей, не до конца позабывших деревенское детство. Наш подъезд — маленькая модель нашей жизни. Подтверждение многих жизненных аксиом. В данном случае: добро у нас все равно всегда с кулаками получается. Без них не приживается, что ли?

Litskevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter