О литературке

О «Литературной газете»

Речь пойдет не о «Литературной газете», которую читатели называли (и называют) любовно — «Литературка». Даже в годы застоя она умудрялась поднимать остросоциальные темы, затрагивать проблемы, о которых в обществе победившего социализма старались умалчивать. И, естественно, основную часть своего объема издание отводило под материалы о литературе и культуре вообще. А коснусь я беллетристики, а еще точнее — ее современного фэнтезийного жанра.


Фантастику люблю. Особенно когда космический корабль мчится на помощь аборигенам планеты, попавшим в рабство к роботам. Гиперпространство, тысячи парсеков, взрыв сверхновой — дух захватывает от такой колоссальности. К фэнтези отношусь с прохладцей. Не трогают все эти псевдоисторические сказки, действие которых развивается в вымышленных древних мирах или же во временах вроде бы имевших место. Даже Толкиена я не читал, а пролистывал. Ограничил я свою нетягу к таким книгам изучением аннотаций к ним. Вот где сказка!


«Россия конца XIX века. Экономический подъем и развитие промышленности Российской империи соседствуют с нищетой и безграмотностью подавляющей части ее населения. Какие возможности у обыкновенного подпоручика пограничной стражи из обедневшего княжеского рода в провинциальном Ченстохове? Честно служить и надеяться, что начальство и царь–батюшка его не позабудут. Так бы и было, но... По воле катаклизма наш современник оказался в теле молодого выпускника Первого Павловского военного училища. Как выживет он в мире, который для него чужой?»


«Каждый «попаданец» должен знать: прошлое сродни минному полю и, подобно саперу, пришелец из будущего ошибается лишь один раз. Особенно если вас угораздило «провалиться» в кровавое лето 1941 года, оказавшись в глубоком тылу наступающего вермахта».


«Главный герой, Александр Дементьев, 36 лет от роду, москвич, машинист метрополитена, попадает почти в эпицентр взрыва в Домодедовском аэропорту. А приходит в себя в далеком 1941 году».


«Успешные пиратские атаки в Карибском море позволяют братьям Александру и Владимиру создать собственную маленькую армию «солдат удачи». Набеги на испанские колонии повлекли строительство временных баз укрытия для пиратских кораблей. В свою очередь возникновение гаваней и складов вынудило строить береговые батареи. В Карибском море появляются острова под бело–сине–красным флагом».


«Мир Эрсиана ждут перемены, большие перемены... и как бы они не стали фатальными. Что делать, если еще вчера ты был учеником Гильдии видящих, а сегодня уже солдат? Что делать заклейменному человеку, обреченному служить в Мертвом Легионе?»


В общем, Сабатини — лох, Толкиен — серость. В наших магазинах — тонны такой (под копирку) продукции, хватит на вторую Национальную библиотеку. Имена авторов не всем вам что–то скажут о них, да и названия макулатуры настолько оригинальны, насколько эксклюзивны названия многосерийных криминальных сериалов. «Писатели» — по большей части российские, но, говорят, «литературными неграми» служат и белорусы, пашущие на признанных мэтров бумажного фаст–фуда. А то выпускают и собственные «нетленки», также не разглашая настоящих Ф.И.О.: стыдятся, что ли? Впрочем, некоторые публикуются под истинными именами, ваяя по 3 — 4 книги в год.


В связи с этим вспоминается навязавший миру моду в масс–культе Голливуд. Верхние строчки в его чартах обычно занимают «развлекухи»: в последние пару десятков лет «ленты для ума» в них пробиваются редко, уступая первенство экшнам, полнометражным «мультам» для малышни и всей семьи, фантастике/фэнтези, ужастикам, катастрофам. То есть можно уже говорить о том, что публику добили, дооболванили картинками, отвлекающими от реальной жизни. Либо люди сознательно выбрали для себя такой киносегмент, уйдя от тех же проблем в иллюзорный мир хотя бы на полтора часа. Россия — кинодиктатор на постсоветском пространстве, выбрасывает на рынок тупые комедии, фильмы про «бумеры» и честных «ментов». Спасибо надо сказать нашему кинопрокату, который умудряется вытаскивать из моря халтуры что–то для души. В литературе — то же самое. Ушло то время, когда оголодавшие читатели накинулись на Адамовича, Быкова, Войновича, Аксенова, Солженицына. Издатели «срубили» на них деньги. Теперь правит рейтинг. И он, похоже, не врет. Сам неоднократно видел, как посетители магазинов охотно покупали яркие, клееные, с большими буквами книги об очередных похождениях героинь в лучшем случае Марининой. Голливуд?


Так что книжники действительно предлагают то, что пользуется спросом. Средний читатель сделал свой выбор. Вот такое чтиво, слово «низкопробное» для которого будет похвалой. В масс–индустрии правят клоны клонов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter