О льготной пенсии и ответственности работодателя

На вопросы читателей отвечает Светлана Забенько, юрист «СГ»

Я работаю дояркой и по закону имею право на льготную пенсию. Одним из условий ее назначения является выполнение норм нагрузки и обслуживания. При оформлении пенсии я столкнулась с проблемой — в трудовой книжке не оказалось записи о норме обслуживания. В каких документах отдел кадров должен производить указанные записи и кто контролирует работу отдела кадров?

Ольга ЗАМОСТЬЯНИНА, Толочинский район

Согласно пункту 11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников ( Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 № 30) в трудовую книжку вносятся: сведения о работнике (фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность), сведения о работе (прием на работу, перевод на другую постоянную работу, заключение контракта, увольнение), сведения о награждениях и поощрениях за успехи в работе, сведения о подготовке, переподготовке и повышении квалификации.

Запись о приеме на работу по профессии, должности, дающим право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1 и Список № 2), наряду с общеустановленными, должна содержать сведения, уточняющие характер выполняемой работы, расшифровку ее. Однако профессия доярки (оператора машинного доения) в указанных списках не содержится, поэтому обязанность внесения в трудовую книжку записи о выполнении норм обслуживания законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем приказом Минсельхозпрода от 1 июля 2011 г. № 268 установлены примерные формы учетных документов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продукции рыбоводства, среди которых первичные документы для подтверждения выполнения норм обслуживания: Книга учета движения животных и птицы (форма 301-АПК), Журнал учета надоя молока (форма 412-АПК), Табель учета рабочего времени и начисления заработка за месяц (форма 501-АПК) и другие, в которых содержатся исходные данные по учету кормодней и обслуживаемого поголовья животных по видам и учетным группам.

При обращении работницы за назначением пенсии администрация (правление) колхоза, совхоза, другого предприятия сельского хозяйства на основании первичных учетных документов представляет в органы социального обеспечения справку о стаже работы в качестве доярки (оператора машинного доения), оператора животноводческих комплексов и механизированных ферм или животновода, занятого в профилактории по уходу за телятами молочного периода в возрасте до 4 — 6 месяцев и на обслуживании коров-кормилиц с телятами, оператора свиноводческих комплексов и механизированных ферм или свиновода (кормление, поение, удаление навоза, уборка помещений и другие работы) по обслуживанию подсосных свиноматок с приплодом, холостых и супоросных свиноматок, поросят-отъемышей в возрасте до 4 месяцев, ремонтного молодняка, хряков-производителей и свиней на откорме и о выполнении норм обслуживания по установленной форме. В случае если в организации отсутствуют вышеназванные первичные документы, то администрация может представить справку на основании других документов (анализа, записей, расчетов), содержащих информацию о нормах обслуживания по каждому работнику.

В соответствии со статьями 75 и 76 Закона «О пенсионном обеспечении», на администрацию возложена обязанность по подготовке документов для назначения пенсий, и работодатель несет материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, а также административную ответственность в виде штрафа за нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения. Конкретные должностные лица, ответственные за ведение и сохранность необходимых документов, назначаются руководителем сельскохозяйственной организации.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по вопросу норм обслуживания были даны соответствующие разъяснения (письмо от 28.10.2011 № 03-6/11-258/4680). Если в организации не имеется никакой информации для назначения льготной пенсии, то пенсия будет назначена на общих основаниях, а причиненный работнику ущерб за 5 лет (в связи с несвоевременным назначением досрочной пенсии) должен быть возмещен работодателем в добровольном порядке по заявлению работника либо в судебном порядке в случае отказа.

Вопросы обеспечения работодателем сохранности документов по личному составу (в числе которых документы о стаже) регламентированы законодательством о национальном архивном фонде и архивах, и контроль за его соблюдением осуществляется подразделениями по архивам и делопроизводству управлений юстиции облисполкомов. Контроль за соблюдением пенсионного законодательства осуществляется органами по труду и социальной защите.

Светлана Забенько, юрист «СГ»

 

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?