После длительного перерыва пошла в кино на какой-то американский фильм и была шокирована – фильм оказался третьесортной дешевкой. Правда, и наши блокбастеры не лучше. Перерождение кинематографа стало поводом обсудить эту тему с актером и режиссером Николаем БУРЛЯЕВЫМ
– Николай Петрович, что произошло с нашим кинематографом?
– На мой взгляд, катастрофа. Советский кинематограф созидающего духа, основывавшийся на традициях русской культуры, под натиском агрессивного наступления американского и западного превратился в кинематограф доходного промысла, а российский кинопрокат стал отделением американского кинопроката.
Своими рублями мы увеличиваем мощь Голливуда, не задумываясь, что наши дети практически воспитываются на низкопробном, пошлом западном кинематографе. А наш стал ему подражать. Дошло до того, что бывший министр культуры, а ныне специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству господин Швыдкой на коллегии министерства сказал, что «культуру надо подвинуть на панель». И сегодня я, отдав профессиональному кинематографу 56 лет жизни, с печалью наблюдаю за его вырождением и упорным продвижением по рыночному пути – доходного промысла и эффектной пустоты, которой нас заразил западный экран.
Почти все наши фильмы последнего времени – игровые на 97 процентов – встроены в фарватер движения к доходному промыслу. Когда я предложил поддержать фильм о Сергии Радонежском, который собирался создать, мне посоветовали сделать блокбастер, экшен о Куликовом поле. Тогда, сказали, поможем.
Помню, Андрей Тарковский рассказывал о своей беседе с великим Феллини. Феллини тогда сказал: «Я умираю здесь, в Италии, и зритель мой умирает. Я никому не нужен. И вы пошли по нашему пути. А ведь у вас был уникальный государственный кинематограф со стопроцентным финансированием, гарантия показа в тысячах кинотеатрах по всей стране. А вы выбрали рыночный путь».
Так что наш кинематограф находится в очень печальном положении. Культура не должна измеряться рублем и доходностью, как промыслы. У нее совершенно другие задачи .
– Как можно вернуть нашему кинематографу созидательные функции?
– Первый шаг уже сделан: в декабре прошлого года Президент России подписал судьбоносный указ об основах государственной культурной политики. На очереди второй: работа над стратегией государственной культурной политики и третий: закон о культуре, который должен базироваться на основах уже принятой государственной культурной политики, на морально-этических нормах и традиционных духовно-нравственных принципах российского народа.
В законе о культуре речь также должна вестись и о нашем телевидении как субстанции, формирующей сознание человека.
– Голливуд для всего мира создал красивую картинку успешной жизни в Америке. У нас все наоборот: чем больше грязи режиссер выльет на Россию и россиян, тем больше у него шансов получить какую-нибудь награду. И режиссеры на это идут. Почему? А совесть? Или это понятие уже стерлось и на него никто не обращает внимания?
– Вопрос непростой. Я думаю, что культура должна возвышать душу человека, другие думают, что надо показывать всю мерзость, и показывают, а потом мерзость о русской действительности оценивается премиями на международных кинофестивалях.
Именно такой хотят видеть Россию на Западе – пьяной, маргинальной, гнусной, непристойной, продажной, коррупционной и так далее. И поддерживают премиями. Что касается авторов, которые это делают, то это дело их совести.
– Как вернуть людям и кинематографу потребность быть культурными, образованными, совестливыми, сострадательными, добрыми? Что им мешает быть такими?
– Указ об основах государственной культурной политики, ее стратегия и закон о культуре должны положить конец беспределу. Санкций, государственной цензуры, конечно, не будет, но на примере «Тангейзера» отработан механизм влияния государства на то, что делается в культуре.
Государственные чиновники бездумно дали на его постановку 20 с чем-то миллионов, финансировали пьесы, пропагандирующие однополую любовь между школьниками, наполненные русофобией, грязью. После выхода указа Владимира Путина все должно измениться.
Но для этого Президент должен сделать четвертый шаг, самый главный – вывести культуру из рыночного унижения. Культура и рынок – несовместимые категории. Задача рынка – делать больше денег, задача культуры – поднимать дух нации, воспитывать поколение, которому мы передадим нашу прекрасную Россию, поддерживать позитивную культуру, а не фаллос на Санкт-Петербургском мосту и пьесы про однополую любовь. Таким авторам не будут давать государственные деньги. Пусть ищут частные.
Государство должно поддерживать только то, что основано на морально-этических нормах, на традиционных духовно-нравственных ценностях народов, проживающих в России.
Беседовала Наталья ДОЛГУШИНА