О колбасных производителях-вредителях

ХОТИТЕ продавать — побеждайте ценой, хотите лояльности потребителя — стремитесь к натуральности. Увы, сегодня популярный лозунг советских времен из окутанного туманом прошлого. Торговля и конкуренция загоняют производителей во все более жесткие рамки. Пока в Европе набирают популярность магазины шаговой доступности, торгующие экопродуктами и мясом с соседней фермы, в республике моду диктуют магазины с приставками «супер» и «гипер».

Одно из главных требований крупных торговых сетей — увеличение срока годности. Для бизнеса длительное хранение выгодно, но не думаю, что для покупателей. Ведь никто из нас не затаривается колбасой на несколько месяцев вперед. Однако, чтобы сохранить свою нишу на прилавке, переработка вынуждена уступать. На помощь приходят загустители, закрепители и прочая «полезная» химия. С ними мясные продукты можно производить дешево и сердито. Теперь понятно, откуда взялась притча о том, что в нашем поколении будет много святых. Ведь съедаем столько разного рода консервантов, что станем нетленными.

Шутка шуткой, но сегодня даже маркировка ГОСТ не гарантия натуральности продукта. Да и ее весьма редко встретишь. Куда чаще индекс Е, которым обозначается наличие пищевых добавок. И перечень «ешек» на этикетках растет с пугающей быстротой. В стране все больше говорят о здоровом образе жизни, но, возможно, пока этот тренд не столь силен, чтобы мясокомбинаты изменили технологическую политику. Конкуренция между самими предприятиями, кстати, в основном по ценам, способствует появлению на рынке более яркой продукции, но куда менее полезной. Реклама об этом, естественно, умалчивает.

На днях в соседнем универсаме увидел сразу несколько видов «Докторской» по разным ценам. Это сразу вызвало сомнения. Быть такого не может! Взял понемногу каждого сорта: совсем разный вкус, как и список компонентов на этикетке. Впрочем, как стабилизатор ни назови, он лучше для желудка не станет.

А ведь рецепт самой популярной во все времена «Докторской» разработан еще в 1936 году. Фарш только из полужирной свинины, говядины высшего сорта, молока и яиц. Такой продукт вполне заслуженно рекомендовали даже для диетического питания. Сейчас врачи только взмахнут руками, и будут правы.

Как пояснили специалисты, гостовская вареная колбаса без каких-либо синтетических добавок, должна быть сероватой на срезе и быстро усыхать, при этом сохраняя вкус. Безусловно, даже при хорошей «раскрутке» такой продукт трудно продать. Потребители могут не поверить заверениям в натуральности, а продавцы откажутся от товара из-за слишком маленького срока годности. Понятно, приоритет не натуральности и вкусу, а товарообороту и прибыли.

Вспоминается старая реклама известного напитка, в состав которого должны входить только солод, холод, вода и совесть пивовара. Настоящая, а не «химическая» колбаса также требует простого набора ингредиентов, но сегодня вряд ли какой-либо производитель может себе их позволить.

Мол, требования рынка совсем иные. Не согласен! Неспроста перерабатывающие предприятия массово обзавелись собственными брендами. Обратите внимание, сколько их сейчас. Это позволяет производителям, наряду со стандартами и принятыми техническими условиями, самим разрабатывать различные нормативные документы. Так сказать, под свой «бренд». А здесь хозяин – барин, куда хочу, туда и ворочу. А тем временем мяса в колбасе становится все меньше, зато увеличивается «химический арсенал». Понятно, он дешевле.

Но и мы, покупатели, зачастую выбираем глазами и кошельком, а не мыслями о здоровом питании. А жаль, аптеки сегодня тоже не из дешевых.

shevko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter