Вступительная кампания в музыкальные ссузы - проблемы и радости

О кларнете и трубе в провинции

Вступительная кампания в разгаре. Для музыкальных ссузов она подобна классической битве за урожай. Чтобы добиться результатов, руководство учебных заведений в течение года ведет профориентацию, а ближе к часу икс кидается в бой засучив рукава. Особо перспективных мальчишек и девчонок ведут начиная с ДШИ, в ход идут и дни открытых дверей, и походы по музыкальным школам, и беседы с родителями — все, что угодно, чтобы талантливый ребенок не променял будущую творческую карьеру на более прозаическую специальность.

Воспитать музыканта — дело долгое и хлопотное

Конкурс в профильные средние специальные учебные заведения сегодня невысок — практически стремится к одному человеку на место. Проблема и в том, что заработки в музыкальной сфере не ахти какие, и в том, что семьи в стране небольшие — в среднем 1 — 2 ребенка и далеко не каждый из них обладает музыкальным слухом, оканчивает школу и продолжает образование. Сейчас конкурсы однозначно слабые, сетует руководитель Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М.К.Огинского Григорий Сороко. Однако поводы для оптимизма у заслуженного деятеля культуры все же имеются:

Григорий Сороко
— Дети, которые поступают к нам даже при мизерном конкурсе, как правило, подготовлены очень хорошо. По крайней мере, если говорить о Минской области, поскольку именно на нее мы в основном работаем. И надо сказать, что сейчас несколько меняется позиция родителей: раньше искали, куда ребенка пристроить повыгоднее в смысле будущего материального благополучия. Все стремились на юридические, экономические факультеты, в итоге встал вопрос, куда девать этих выпускников. И оказалось, что из тех, кто получил творческую специальность, никто не проиграл. У нас сильная вокальная школа, и сегодня в труппах ведущих театров мира — «Метрополитен–опера», «Ла Скала», Мариинский театр, Большой театр в Москве — есть наши выпускники.

Петь сегодня хотят все, поэтому вокальные отделения не провисают, там, где есть набор на эстрадный вокал, вообще аншлаг. А вот что касается инструменталистов, ситуация от области к области разная. К примеру, в Молодечно баянистов сейчас набрать сложно — интерес к инструменту упал, а в западной части страны сохраняется любовь к традиционным для региона инструментам: цимбалам, баяну, аккордеону. Это, можно сказать, предопределено исторически, рассуждает директор Лидского государственного музыкального колледжа Елена Серякова:

Елена Серякова
— Также охотно идут к нам на хоровое дирижирование, где вторая специальность — народное пение, что востребовано в агрогородках, в деревнях. Да, мы едва–едва набираем струнников, зато имеем сильное отделение духовых инструментов.

В молодечненском колледже стабильно держится конкурс на струнное отделение — скрипка, виолончель, альт. У Григория Сороко есть основания для гордости:

— Этим мы обязаны нашему симфоническому оркестру. Коллектив притянул к себе струнников, если бы его не существовало, отделение можно было бы закрывать. С нами выступают приезжие звезды, даем и свои концерты, ездим на гастроли. Трижды были в одном только Париже, посетили Амстердам, Берлин, Прибалтику...

В Молодечно сильнейшая вокальная школа. Сегодня петь хотят все!

Возможность еще в студенческие годы получить уникальный опыт и поколесить по миру с гастролями, конечно, серьезный стимул. Однако есть традиционно редкие специальности: в силу дороговизны инструментов, их сложности, того, что на контрабасе или фаготе совершенно точно не будут играть хрупкие девочки. В училищах видят выход в том, чтобы предлагать молодым музыкантам «кризисный» инструмент как вторую специальность. Допустим, начинающему фаготисту предложат освоить еще и саксофон, пианистке — гобой, гобоисту — английский рожок, трубачам — родственные инструменты. Все это не только позволяет заполнять в итоге кадровые дыры в оркестрах, но и банально повысить востребованность специалиста на рынке труда: имея две специальности, молодой музыкант даже при отсутствии опыта получает больше шансов устроиться на хорошую работу.

— Лет пять назад было сложнее, поскольку мы столкнулись с последствиями демографической ямы 90–х, сегодня ситуация менее критическая, — Елена Серякова настроена по–боевому. — В любом случае мы пока не дошли до того, чтобы принимать учащихся без начального музыкального образования. Хотя при наличии способностей и таланта на вокал и некоторые инструменты это возможно. Например, на балалайку или отдельные духовые — гобой, флейту. Но все же нежелательно, поскольку самородкам без базы, которую дает музыкальная школа, будет крайне сложно конкурировать на равных с теми, у кого начальное образование имеется.

В Лидском районе не забывают музыку дедушек и бабушек.

Перед большинством региональных музыкальных училищ и колледжей остро стоит вопрос материальной базы. Если в Молодечно колледж им. Огинского укомплектован инструментами по высшему разряду (одних роялей 32, и фортепиано «Беларусь» там уже давно не видели, кругом сплошь Petrof, Yamaha и August Foerster), то в более отдаленных местностях дела обстоят нерадужно. Для Елены Серяковой и лидского колледжа покупка инструментов — постоянная головная боль:

— Приобретаем исключительно за счет спонсорских средств, бюджетного финансирования на это не хватает. Очень выручает Лидский пивзавод — наш главный меценат, не знаю, что бы мы делали без их помощи: это единственное предприятие в районе, которому по карману те серьезные расходы, которых требует приобретение инструментов.

Почему необходимо обеспечить региональные музучилища инструментами — потому что количество поступающих от них зависит напрямую. К примеру, цены на валторны начинаются от 1.800 рублей, и речь не идет о фирмах высшего класса. Виолончель, баян или аккордеон в среднем обойдутся в 2.000 — 3.000 рублей, не говоря уже о роялях, стоимость которых исчисляется десятками тысяч рублей. Для детей из небогатых семей, особенно из сельской местности, возможность во время учебы пользоваться качественными инструментами, которые предоставляет ссуз, критически важна, равно как и наличие общежития. Будет материальная база — будет и набор, и новые музыкальные дарования, которые прославят страну на весь мир.

ovsepyan@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter