О каких изменениях в Конституции имеет смысл поразмышлять?

Этот вопрос мы адресовали своим собеседникам.
фото белта
Вадим Ипатов, заместитель председателя Центризбиркома, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь:

— И Конституция, и законодательство в целом — это кровеносные сосуды в теле государства. Естественно, они должны находиться в надлежащем состоянии. Законодательство не может отставать от развития общественных отношений, поэтому анализ Конституции на предмет соответствия ее сегодняшнему времени совершенно нормален, об этом говорит и международная практика. У нас в Конституции есть вещи, которые можно менять только через референдум, а есть позиции, изменение которых возможно и без него. Мы анализируем международный опыт, смотрим лучшие практики, оцениваем возможность их адаптации и вписывания в наше законодательство, их соответствие культурным, национальным, политическим и другим нашим традициям. Поэтому в любом случае необходим серьезный и глубокий научный, политический, социальный и экономический анализ по всем этим позициям. Работа должна быть серьезной, многогранной и емкой — чтобы вычленить те позиции, которые обеспечат в дальнейшем развитие не только самого законодательства, но и поступательное развитие государства и общества.

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА
Владимир Карягин, председатель Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства:

— В нашей Конституции, во–первых, стоило бы расширить круг субъектов законодательной инициативы. Как в Великобритании, например, где право законодательной инициативы есть у каждого гражданина. Во–вторых, нужны большие изменения в наделении полномочиями органов местного самоуправления. Экономика многих стран мира прирастает именно регионами. Отсюда вытекает необходимость изменений и в финансовую систему страны: необходимо ввести публичное рассмотрение проектов бюджетов. Мы не можем сейчас обсуждать бюджеты снизу, вносить свои предложения по более эффективному использованию бюджетных средств. В–третьих, надо бы ввести понятие гражданского общества. В–четвертых — усовершенствовать систему собственности, прописать в Конституции систему местной, муниципальной, общественной собственности. Пятое предложение — расширить гарантии социального партнерства.

фото белта
Сергей Пигарев, заместитель председателя Республиканского общественного объединения «Белая Русь»:

— Мы живем по своей Конституции уже более 20 лет, за это время, по сути, с нуля построено новое государство. Его неотъемлемые атрибуты — осознание белорусами того, что это государство независимое и суверенное. Уже выросло целое поколение тех, кто живет в этом государстве. И появились целые классы людей, которых не было ранее — класс предпринимателей, класс айтишников. Думаю, их интересы в Конституции должны быть представлены. Кроме того, произошли геополитические события, которые ранее и представить себе было невозможно. Соответственно надо определиться со своей позицией — и в отношении суверенитета, и в отношении тех, кто этот суверенитет ставит под сомнение. Наконец, идет развитие гражданского общества, возрастает роль общественных объединений, некоторые даже начали выполнять функции политических партий. Избирательное же законодательство серьезных изменений фактически не претерпело. Между тем его нормы допускают переход от мажоритарной избирательной системы к смешанной.

ФОТО ВИТАЛИЯ ПИВОВАРЧИКА
Олег Гайдукевич, первый заместитель председателя Либерально–демократической партии:

— Президент отметил важный момент: возможные изменения в Конституции не должны быть радикальными, сиюминутными и в угоду кому–то. Они должны основываться на пройденном нашим государством пути и исходить из реалий сегодняшнего дня. Наша партия убеждена, что пришло время перейти к выборам по партийным спискам: половину депутатов Парламента избирать по ним, другую половину — по одномандатным округам. Это станет стимулом для развития демократии и гражданского общества. Ведь это позволит учитывать мнение большего числа граждан, по сути — всех социальных групп. Кроме того, может быть, стоит плавно перейти на пятилетний срок полномочия парламентариев, усилить власть и полномочия Парламента. Но сперва целесообразно перейти на выборы по партийным спискам — и только исходя из этого рассматривать затем возможность изменения срока полномочий и Главы государства, и депутатов Парламента. Возможны и другие изменения в Конституции — с учетом экономических и социальных реалий сегодняшнего дня. Но, еще раз подчеркну, любые изменения должны быть направлены на одно: никакой ломки, никаких потрясений. Ведь Конституция — это гарантия защиты нашей страны и государства от потрясений. Это Основной Закон, работающий исключительно в интересах людей.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter